Google ____________________________________________________________________

15 августа, взяв с собой в помощь прилетевшего к нам из Магадана студента пединститута Сашу Симукова, мы снова вернулись на Землю Гека. Я чувствовал себя неважно, сказывалось напряжение всего пройденного пути. Поэтому я не пошел с ребятами вскрывать землянку Нигрина, раскапывать жертвенники, а остался в избушке рыбака Юры Кутынкеу, занялся мелкими хозяйственными делами, заполнением дневника. Просмотрев судовой журнал, я подсчитал – и оказалось, что мы прошли по рекам и берегу моря 1 694 километра.

Размышления и догадки. Хатырка. Опука.
В.Леонтьев.

Владилен Леонтьев. Чукотка.

На этот раз были сделаны интересные находки: обнаружены жертвенники, собрано более пятисот предметов промыслового и бытового инвентаря. Все это хорошо дополняло те сведения, которые удалось мне собрать у кереков и чукчей. Теперь уже появилась возможность поразмыслить о загадке побережья Берингова моря и его обитателях. Правда, все сведения, промысловый и бытовой инвентарь пока еще не позволяют сделать конкретные исчерпывающие выводы по происхождению и этнической истории этой загадочной народности. Археологический материал, собранный в обнажениях, на жертвенных местах и при разведывательных раскопах, не раскрывает еще всего комплекса культуры древнего населения побережья Берингова моря от Анадыря до мыса Олюторский. Совершенно отсутствует антропологический материал, который бы разрешить керекскую проблему. В связи с этим наши рассуждения и догадки будут предположительными и еще не окончательными.
Весь уклад жизни приближает кереков к неолитическим охотникам и собирателям, жившим на берегу моря, где было больше возможностей для существования человека с примитивной культурой в северных условиях. Море, особенно его побережье, круглый год дает пищу человеку, которую можно добыть самым примитивным способом. В сильные штормы на берег выбрасывает морскую капусту, рыбу уёк, навагу, треску, разные моллюски, прибивает к берегу раненых и погибших животных, а на отмелях и рифах богатые лежбища тюленей, моржей, которых можно было бить дубинками и керекскими орудиями типа «калувйанана».

Отсутствие гарпунного комплекса показывает на некоторые особенности в хозяйственной направленности кереков.

На первом месте у кереков стояла охота на птиц и мелких грызунов, которых добывали различными способами. Приемы ловли птиц и их обработки оригинальны, архаичны и не находят аналогий в занятиях соседних палеоазиатских народностей, кроме ительменов. Правда, научных сотрудник нашего института этнограф Ульяна Григорьевна Попова заметила, что такие охотничьи приспособления, простейшие по устройству, сохранились до наших дней только у кереков, и добавила, что охотой на птиц как на море, так и на птичьих базарах в XVIII столетии занимались так называемые «пешие тунгусы» Охотского побережья. Последние, как и кереки, тоже являются загадкой в науке. Возможно, что есть какая-то связь кереков с «пешими тунгусами». Помимо силков и сетей, кереки промышляли мелких грызунов и птиц с помощью специальных стрел с тупыми концами, которые называются «томары». Эта сторона хозяйственной деятельности нашла отражение и в языке кереков. Так, у кереков названия месяцев, времен года связаны с промыслами. В «месяц евражка» - «чикакайиллын» начиналась охота на мелких грызунов, в «месяц птиц» - «галгайиллын» - охота на дичь.

Большое место в жизни кереков занимало также рыболовство, но и оно имело свои отличительные особенности. В керекском языке отсутствует специальная терминология рыболовных орудий, она заимствована и корякского или чукотского языков. Это говорит о том, что более современные орудия лова появились у кереков, видимо, недавно, в конце XIX – началеXX веков. Рыбу в прошлом они ловили с помощью острог «атчина» и специальных стрел. В протоках, по которым подымалась рыба на нерест, строились специальные плотины с узким мелким проходом. Чтобы пройти на нерестовое озеро, рыба вынуждена была совершать прыжок, и вот в этот момент кереки глушили ее специальными дубинками. Строились также запоры на реках.  Размышления и догадки. Хатырка. Опука.В.Леонтьев.

Не меньшее место в жизни кереков имело собирательство на берегу моря и в тундре. Этот вид занятий давал обильную растительную пищу и материал для изготовления многих бытовых предметов. Собирательство на берегу моря называлось «йумэйчитык», тогда как по-чукотски оно называется «араттак».

Морской промысел у кереков ограничивался добычей животных на лежбищах с помощью дубинок и орудий типа «калувйанана». На китов они охотились со стрелами, возможно отравленными, и били их тогда, когда киты кормились в устьях горловин. А большей частью, видимо, обрабатывали тех животных, которых выгоняли на отмели касатки или выбрасывало море.

Можно предположить, что кереки были более древними поселенцами на Северо-Востоке, чем коряки и чукчи. В керекской культуре прослеживаются четкие связи с древнекорякской культурой Охотского побережья и побережья Западной Камчатки, которые обнаруживаются в комплексе жилищ, очагах, промысловом инветтаре и топонимике. Однако кереки впитали в себя элементы ительменской, корякской и чукотской культур. Более ранее и сильное воздействие оказала на кереков ительменская культура. Это прослеживается в близости фольклора, в самом характере кереков, в способах приготовления пищи, в приемах промысла птиц. Затем большое воздействие не кереков оказывают коряки, а в последние два столетия – чукчи, которые окончательно ассимилируют кереков.

Чукчи, возможно и коряки, признают, что «кэрэкит ы’ттънётльано гитлинэт» - «кереки первыми были». До настоящего времени у них сохранились обрядовые праздники с жертвоприношениями рекам и морю. Можно предположить, что так они почитают древних поселенцев на Северо-Востоке.
И все же, несмотря на активную ассимиляцию со стороны коряков и чукчей, кереки сохранили свои этнические признаки. Физический тип кереков отличает их от чукчей и коряков: они низкого роста (140-150 сантиметров), подвижны и быстры. Видимо, не случайно в чукотском фольклоре «старушка из племени кэрэк величиной с палец». В языке сохранились слова, не встречающиеся в других палеоазиатских языках. Керекский обряд погребения в море не находит аналогии у других племен Северо-Востока. Отличные от других народов семейный и общественный уклады.

Возможно, в далеком прошлом кереки расселялись по всему побережью от Анадырского залива до перешейка Камчатского полуострова и далее на юг по берегу Охотского моря. Но постепенно ассимилируемые и теснимые районы побережья. Несколько изолированное расселение сохранившейся группы кереков на труднодоступной территории лишило их тесных контактов с ближайшими соседями, что сдержало развитие их культуры. С русским нардом по существу они вошли в непосредственный контакт лишь с приходом Советской власти.

Конечно, на этом исследование кереков нельзя считать законченным. Новые археологические, антропологические, этнографические и языковые поиски помогут разрешить проблему происхождения древних народов и формирования современных народностей на Северо-Востоке, живущих в новом советском обществе.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу