Google ____________________________________________________________________

Владилен Леонтьев.
По земле древних кереков.

Как мы помним, испытания "Прогресса" прошли на отлично, и вот теперь проследим за тем, как прошел первый перегон.

Первый перегон.

Первый перегон. В.Леонтьев.

Рыбаки радостно приняли нас в свой коллектив. Мы тут же разбили палатку, вытащили на берег «Прогресс». Теперь все наше хозяйство будет под надежной охраной.

На оформление различных официальных документов, капитальную подготовку к плаванию ушла несколько дней. Между делом совершили пару рейсов в Шахтерский и на Волчиху и еще раз убедились в надежности лодки и нового мотора «Вихрь-М». В последний день окрисполком выделил нам машину, и мы доставили ко Второй бухточке все канистры с бензином и маслом.

Вечером 17 июля рыбаки устроили нам прощальный ужин и на руках столкнули лодку на воду. В час ночи мы с отливом уходим в маршрут, чтобы вернуться осенью, когда начнутся заморозки.

В эту ночь «Прогресс» впервые выходит в море. Он должен обогнуть мысы Барыкова, Наварина и достигнуть села Хатырка. В судовом журнале делается первая запись: время выхода, курс, скорость, погода. Эти записи будут теперь вестись изо дня в день. Мы начали первый перегон.

Чукотские ночи уже стали сумеречными и туманными. Но мыс Дионисия хорошо просматривается. К нему-то и держит курс наш «Прогресс». На лимане полный штиль. Низкая волна не угрожает перегруженной лодке. Мы медленно, но уверенно идем вперед по хорошо знакомому пути.

Постепенно удаляется мыс Александра, слабеют за кормой огни города. На мысе Дионисия решили вскипятить чай, но тучи озверелых комаров тут же выживают нас и, ограничившись канистрой с водой, отчаливаем от негостеприимного берега. Обрывистый и скалистый мыс Дионисия постепенно становится малоприметным, и лишь по-прежнему, как ориентир, виднеется гора Останцевая. Более двух часов идем тем же курсом, затем берем чуть западнее, так как отливное течение усилилось, и мы могли проскочить низкий мыс Гека. Через некоторое время показались пологие бугры у устья реки Автаткууль. Уверенно направляемся к основанию косы.

И вот мы снова на Земле Гека. Бродим среди развалин когда-то многолюдного поселения Нигринутэтэгын. Эдуард в одной из старых землянок нашел деревянную иглу с истлевшей ниткой. Такие иглы аборигены использовали для вязки сетей. Развели костер, попили чай, еще раз окинули взглядом старое поселение и пошли к мысу Гека. Минут через пятнадцать мы уже были в мелкой бухте Толля. Хотели было пройти проливом между островком Айванкытрын и мысом Гека, но по отливу было мелко и пришлось сделать лишних 3-4 километра в обход острова. Недалеко от самого мыса показались домики бывшей Первой морской рыббазы.

Стоять напротив старого поселка опасно, так как бьет сильное течение и на берег катят крутые волны. Решили зайти в проливчик между островком Айвакытрын и мысом Гека, где нашли в пошлом году удобную стоянку. Но проливчик оказался замытым, и остров соединился с косой. Пошли к домикам старой рыббазы.

Услышав шум мотора, на берег вышли рыбаки. Что-то знакомое и в то же время новое было в фигуре рыбака, не спеша шагавшего последним. И лишь когда лодка уткнулась носом в берег, я узнал нашего прошлогоднего друга и помощника Афанасия Васильевича Кутынкеу. Все такой же бодрый, жизнерадостный, он крепко пожал нам руки, представил новому бригадиру Михаилу Тевлянкау и повел к себе. И тут только я заметил, что у Кутынкеу изменилась походка. В прошлом году, когда мы с Виктором Кошелевым и Афанасием Васильевичем осматривали поселение Нигринутэтэгын, на влажном песчаном берегу остались следы старика. Виктор подозвал Кутынкеу и в шутку спросил:

- Слушай, Афанасий Васильевич, непонятно, в какую сторону ты шел, туда или сюда?

В этом году он почти всю зиму пролежал в больнице, и хирурги, проделав сложную операцию, выправили ему одну ступню. Предлагали через некоторое время снова вернуться в больницу и выправить вторую, но Афанасий Васильевич попросил врачей дать ему отдохнуть. Сейчас уже можно было точно определить по следу, в какую сторону шагает старик.

Рыбаки встретили нас как старых знакомых, хотя состав бригады несколько обновился. Видимо, Афанасий Васильевич рассказал им о прошлогодней встрече. За душистой и аппетитной ухой, крепко заваренным ароматным чукотским чаем мы обменялись новостями, составили телеграмму о благополучном завершении первого перегона и попросили рыбаков отправить ее в Анадырь. Из разговора выяснилось, что рыбаки всего часа два тому назад пришли на вельботе с Туманской. Узнав о нашем намерении пройти туда, они посоветовали воспользоваться погодой и нее терять времени.

Земля Гека была исхожена в прошлом году, проблемы горючего на этот раз не возникло, так как мы получили официальное разрешение от дирекции совхоза «Коммунист» сделать заправку на Туманской из их запасов. Поэтому, поблагодарив рыбаков, мы отправились дальше.

В 13 часов 15 минут наш «Прогресс» оказался на траверзе мыса Гека.

Мыс Гека не обрывается отвесными, крутыми скалами к морю, он так же коварен, как и мыс Наварин. Здесь сталкиваются мощные приливо-отливные течения, образуются сулои, водовороты, неожиданные всплески. На этот раз было тихо, но все равно при обходе мыса лодку несколько раз основательно тряхнуло на стыках течений. И вот мы уже в водах Анадырского залива.

Невольно охватывает волнение. Наконец-то наш маршрут пролег по настоящему морю. Мы с каждым километром все дальше и дальше уходим в прошлое этого края. Всего в полусотне километров от нас сторона Туманская, где предстоят нам поиски и исследования древних поселений племен, живших здесь когда-то в далекие времена, встречи с интересными людьми. Первый перегон.

Очень тихо и солнечно. Вода тоже спокойна. Но лодку плавно приподымали длинные пологие волны. Они шли откуда-то из просторов Тихого океана. Мы внимательно следили за ними и были на стороже. В этих местах на мелководье на невидимых подводных косах даже в тихую погоду неожиданно возникали буруны. Это я заметил еще в прошлом году, когда наблюдал за морем с высокого холма, за старым поселение Нигрнутэтэгын. Единственное, что нас отвлекало, так это несметные стаи гаг, прилетевших с озер низкой тундры. Завидя красный верх лодки, они круто взмывали ввысь.

После Земли Гека эта однообразная полоса тундры не была интересной ни в археологическом, ни в этнографическом отношении. До самой Туманской здесь не встречались лагуны или крупные реки с высокими берегами, где древние люди могли бы ставить свои жилища. Негде было укрыться и байдарам в случае непогоды, не было удобных мест ни для охоты на морского зверя, ни для рыбалки. Лишь один раз возле озера Корявого на песчаном холмике увидели мы развалины одинокой землянки. Бурая сухая трава, как волосы старца, свешивалась с обвалившихся дерновых стен. Там, где тундра вплотную подползала к берегу и угрожающе зависала над песчаным пляжем, чернели мощные торфяные отложения. Они казались разрубленными клинообразными ледяными жилами.

Через час подул свежий северо-восточный ветер. Он наморщил поверхность воды. Вскоре ветер усилился. Полетели через борт брызги. Освежающая соленая вода потекла за воротник. Чтобы не промокли вещи, да и мы сами, решили закрыть лодку тентом. При сильном волнении сделать это не так-то легко. Однако управились скоро. Но стало запотевать ветровое стекло. Пришлось вести лодку, высунув голову наружу, подставив лицо холодным колючим брызгам. Опасаясь за прочность заклепок, пошли галсом, изворачиваясь и избегая прямых ударов крупных волн и резких падений в провалы. Когда не удавался маневр, лодка вздрагивала от удара волн, на миг замирала на высоком гребне волны и с гулом шлепалась во впадину. Но нас эта вынужденная скачка по волнам уже не пугала. Заплаты держались надежно, и в лодку вода не поступала.

На случай аварийной обстановки мы с Эдуардом заранее оговорили все, распределили конкретные обязанности, наметив два способа высадки на берег. При первом – на полном ходу ловим гребень волны и выкидываемся на сушу, при втором – более надежном – выбрасываем недалеко от берега якорь и постепенно, стравливая конец, кормой садимся на мягкий песок. Но вопрос о вынужденной высадке пока не возникал: берег был пологий, песчаный, воды даже в низком кормовом отсеке не было. И мы уверенно шли вперед.

Домики рыбаков в горловине заметили совсем неожиданно, когда до них было рукой подать. Но оказалось, не так-то просто войти в горловину лагуны Тымна. Фарватер, отмеченный в лоции, устарел и не соответствовал действительному. Подводная песчаная коса как пробка затыкала вход почти от берега до берега. Пришлось несколько отклониться от курса и сделать пару кругов на малом ходу, чтобы точно определить фарватер горловины. В лагуну было два входа: южный и северный. Надели спасательные жилеты, приготовили резиновую лодку и осторожно пошли узким извилистым каналом. Расчет оказался точным. «Прогресс» слегка подпрыгивал на сильном встречном течении, слева по борту катились высокие буруны и, шипя, исчезали в 8-10 метрах от нас. Итак, в 15 часов 45 минут мы оказались на виду удивленных рыбаков. Пройдя опасное место, зашли в маленькую тихую бухточку. К нам навстречу спешили мужчины и женщины, за ними мчались лохматые собаки.

Тут же с противоположного берега горловины отчалила странная посудина, очень похожая на байдару. Чем ближе подходила она, тем больше поражала нас своим необычным видом. На берег в нее сошли два рыбака и двое мальчишек-школьников.

Оказывается, часа два тому назад здесь приземлялся вертолет, высадил икрянщицу Наташу Нотат и сгрузил необходимое оборудование для приготовления икры и тару для засолки рыбы. Байдара пришла за ней и грузом.

Разговор на родном чукотском языке сразу расположил к нам рыбаков, и они предложили нам перебраться на их основную базу, которая находилась на другой стороне горловины.

Пока рыбаки переносили груз, сталкивали на воду деревянную лодку, мы принялись рассматривать оригинальное плавсредство. Это была настоящая байдара, но он сильно отличалась от классических морских байдар приморских чукчей Берингова пролива. Остов байдары составляли киль с донными и боковыми шпангоутам, скрепленными бортовыми стрингерами, которые стягивались на корме и носу. Видимо, из-за нехватки лахтачьих и нерпичьих ремней стрингеры на шпангоутах и штевнях были прихвачены гвоздями. Весь остов байдары был искусно обтянут толстым брезентом и обильно прокрашен с обеих сторон масляной краской. Для увеличения плавучести и непотопляемости на дне байдары были симметрично прикреплены 4 пыгпыга – воздушных нерпичьих мешка. Но в отличие от обычных пыгпыгов эти были надуты не шерстью нару, а мездрой и были почти не выделаны, словно их готовили наспех. Посреди байдары был вделан деревянный колодец, в котором стоял восемнадцатисильный мотор «Пента». Это удивительное плавсредство, способное вместить не менее восьми человек, было валким и неустойчивым на воде.

Как оказалось впоследствии, изобретателем байдары был бригадир чукча Келевги. По закону гостеприимства мы должны были первый визит нанести ему, но поскольку его основная резиденция располагалась на противоположной стороне, то нам надо было пересечь горловину.
Минут через 20 наша флотилия пристала к берегу, и мы всей компанией двинулись к домику Келевги. До самого позднего вечера я по-чукотски рассказывал новости, которые с таким вниманием и интересом слушали гостеприимные люди Туманской. Свежая уха и чай окончательно сморили нас, мы так и остались ночевать у бригадира. Перед сном отметили, что за день совершили не просто первый перегон, а сразу два перегона, прошли 82 мили, или 153 километра, сожгли 66 литров горючего.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу