Google ____________________________________________________________________

"Камак" – жертвенное место. Но что же означает конкретно это слово? Попробуем разгадать вместе с участниками экспедиции.

Земля Гека. "Камак" - жертвенное место.
В.Леонтьев. Писатели Чукотки.

 

Земля Гека. "Камак" - жертвенное место.Мы с Кутынкеу сидим на гребне косы и пьем чай, Виктор пристроился около лодки на берегу протоки и с вдохновением что-то вырезает из дерева. Я давно собирался выбросить из лодки полутораметровый кусок хорошей березы, как лишний груз, но Виктор каждый раз уговаривал меня не делать этого. И теперь я был рад, видя, как в его руках обыкновенная чурка превращается в произведение искусства.

- Нытэминнэткин! Мастерит! – заметил мне по-чукотски Кутынкеу.

- Ии, да, - ответил я. – Он художник, любит мастерить.

День нас на этот раз был удачным. Мы тщательно обследовали несколько землянок, разобрались в структуре расположения древних жилищ, сделали интересные находки. И сейчас, прихлебывая остывший чай, я рассматривал небольшие фрагменты керамики, обнаруженные на месте землянок.

Первый, более крупный фрагмент представлял собой часть края какой-то посуды толщиной 1-1,5 сантиметра и слегка обожженной с обеих сторон. В четырех сантиметрах от края на внутренней стороне керамики сделан небольшой выступ в виде карниза, на лицевой стороне в трех сантиметрах ниже венчика – какие-то знаки, напоминающие след собачьей лапы. Возможно, эти знаки случайные, образовавшиеся во время сушки и обжига, а, может быть, и нет?

Второй фрагмент керамики меньшего размера. Часть венчика, в отличие от первого, слегка утолщена и немного оттянута вовнутрь. Толщина черепка у венчика один сантиметр и книзу заметно утончается. Вылеплен он, как и первый, рукой древнего мастера, материал – глина с примесью песка и мха. Предположение, что эти фрагменты могли относиться к каким-то емким глубоким сосудам типа горшка, исключалось, так как если смотреть сбоку, то не заметно в них округлой или выпуклой формы. Скорее всего, это были какие-то большие плоские изделия. Я взял циркуль, линейку и на листе бумаги восстановил окружность этих предметов. Первый получился диаметром 28-30 сантиметров, второй – 32 сантиметра.

- Что же это могла быть?! – стал я размышлять вслух.

- Это плютца, - сказал мимоходом Кутынкеу, словно 

это вещь была ему хорошо знакома.

- Какие блюдца? – удивился я.

- Плютца, очень большие, как тарелки, - пояснил Кутынкеу, очерчивая руками большой круг.

«Для чего нужны были такие «тарелки»? – продолжал я размышлять. – Возможно, на них выкладывалась пища, и они служили в качестве подносов?

Подробных глиняных изделий не было ни у чукчей, ни у эскимосов. У них поднос – «к’эмэн’ы» обычно выдалбливался из дерева и имел удлиненную прямоугольную форму с закругленными углами».

- Их раньше много находили, - перебил мои мысли Кутынкеу.

- Интересно! Расскажи-ка!

- Я не помню, в каком году это было, - начал Афанасий Васильевич, - тогда я еще был ребенком. Как-то сюда, на Землю Гека, приехало много людей. Это были и торговцы, и охотники из Въен – Анадыря, Усть-Белой, Маркова и еще откуда-то из других мест. Все они с жадностью набросились на моржовые черепа, которые были уложены полукругом около старых землянок, и стали выбивать из них клыки и зубы. Нам было непонятно, как можно тревожить то, что положили древние люди. Мы всегда относились с большим уважением к старым жилищам и почитали духов древних людей, принося им в жертву кусочки пищи. Но пришельцы были неумолимы и жестоки. Когда они раскидали все черепа, повыбивали клыки и зубы, то начали разрывать старые землянки. Однако моржовых клыков они больше не находили, зато очень часто им стали попадаться вот такие большие блюдца из глины, - Кутынкеу показал на мой рисунок на бумаге. – Я никогда не видел их у чукчей и эскимосов. Пришельцы же просто выбрасывали эти блюда, и они разбивались на мелкие кусочки. Вот такие кусочки, наверно, и вы нашли.

После я узнал, - продолжал Кутынкеу, - что один какой-то американский богатый человек решил построить себе дом из моржовых клыков и для этого послал сюда своих людей. Не знаю, построил он себе дом или нет, но все было разрушено и раскидано.

Мы с Виктором несколько раз обходили древние жертвенные места «камакат», как их назвал Кутынкеу. Что означает конкретно это слово, наши знакомые объяснить не смогли, но сказали, что так назывался деревянный столб, который ставился у жертвенного места. Мейныпильгынские кереки подобное жертвенное место называют «камак». В керекском языке есть слово, созвучное «камак», но оно имеет совершенно иное этимологическое значение: «к;амак;ам» - блюдо, поднос. По-чукотски блюдо, поднос – «к’эмэн’ы». Возможно, что все эти слова имеют общую связь с жертвенным местом «камак», где производились благодарственные и охранительные жертвоприношения духам животных, которые пришли якобы к ним «в гости».

Некоторую разгадку этому слову дает В.Г.Богораз. Он пишет: «Амулеты, сделанные из дерева, называются «ок’-к’амак» (во множественном числе – «ок-к’амак’ыт»), что означает «деревянные духи». Интересно отметить, что слово «к’а-мак» - коряцкое и очень редко употребляется у чукоч. В примечании В.Г.Богораз дает дальнейшее объяснение этого слова. «Слово «к’амак» означает у коряков злой дух и тождественно слову «кала» (у чукоч «кэлы»). Оно употребляется в русско-чукотском жаргоне в смысле «умирать», «смерть», «черт». У чукоч «к’амагрытын» означает также «клык мамонта», «кость мамонта» (буквально «чертов зуб»). У коряков «ок-к’амак» название большого деревянного шеста, представляющего «хранителя деревни» и укрепленного где-нибудь на ее окраине».

Как видно из выдержки, высказывание В.Г.Богораза совпадает с объяснением А.В.Кумынкеу, что это деревянный столб, ставившийся у жертвенного места. К сожалению, на Земле Гека мы не обнаружили таких священных столбов, но А.В.Кутынкеу и М.М.Геутваль подтвердили, что подобные столбы сохранились на Туманской.
Из сказанного можно заключить, что "к’амак" - это жертвенное место, на котором в качестве тотема возвышался столб-охранитель.

Жертвоприношение состояло из кровопомазания и кормления духов из специальных сосудов «а’амак’ам» у священного столба, рядом с которым выкладывались черепа съеденных животных, также получавших свою порцию благодарственного жертвоприношения.

Определить какой-либо порядок, систему на жертвенных местах «камакат» было невозможно. И лишь на самом мысу Гека мы находили моржовые черепа, выложенные полукругом. Кутынкеу объяснил, что жители Земли Гека, уже после ухода жадных пришельцев, пытались положить их так, как они были разложены древними людьми. А в местечке Н’игринутэтэгын, там, где начинается коса, мы сделали небольшой раскоп на месте «камак», расположенном на небольшом сухом бугре в полукилометре от старого поселения. Моржовые черепа лежали в беспорядке, весь холм был изрыт и разрушен. В центре, на вершине холма, мы сняли сорокасантиметровый слой дерна, проросшего корнями полярной ивы, и на глубине пятидесяти-шестидесяти сантиметров нашли обломок деревянного полоза от чукотской легкой оленьей нарты «эчеэтик» и большой кусок камня-песчаника.

Обломок полоза хорошо сохранился, видимо, он случайно заброшен туда лет 30-40 тому назад.

Афанасий Васильевич Кутынкеу, присутствовавший при раскопе, как бы мимоходом заметил, что и оленеводы, приходившие из тундры, втыкали в «камак» свежие веточки кустарника. Случайно брошенная фраза навела на размышления: видимо, древние жители Земли Гека поддерживали какие-то связи с оленеводами. Но вот какие – это еще нужно было разгадать.

Рассказ Кутынкеу о варварском отношении пришельцев к памятникам старины встревожил меня. Правда, рассказанное им случилось давно. В нашей стране с первых лет Советской власти государством принят закон об охране древних памятников, и за нарушение этого закона установлена уголовная ответственность. Под строгую охрану государством взяты и такие памятники на Чукотке, как Пегтымельские наскальные петроглифы,

Уэленский, Эквенский, Чинийский могильники и другие. Но Чукотка хранит в себе еще много тайн о заселении этой суровой земли, о смелых и мужественных людях, которые еще в глубокой древности пришли сюда, освоились, смогли приспособиться и выжить. И нужно очень бережно относиться не только к тому, что окружает нас в настоящем, но и к тому, что связывает с далеким прошлым.

При нас на Земле Гека работали еще две экспедиции: одна из Ленинграда, другая из Владивостока. К ленинградцам у нас нет претензий. Они очень хорошо, аккуратно работали, а после того, как стали свидетелями нашей беседы с А.В.Кутынкеу и М.М.Геутваль и услышали много интересного о Земле Гека, они еще бережнее начали относиться ко всем древним находкам и даже старались нам помочь в поисках. А вот экспедиция из

Владивостока оставила о себе своеобразный «памятник». На месте, где жил Н’игрин, они устроили свалку мусора из консервных банок, битых бутылок и другого хлама. Если до них над Землей Гека пролетали, курлыкая, журавли, рядом гоготали гуси, крякали в болотце утки, парили чайки, то после них всякая живность исчезла…

- Много думаешь – чай остынет, - прервал мои размышления Кутынкеу.

- Что?.. – переспросил я и поднес кружку с остывшим чаем к губам. – А ничего, сейчас другой вскипятим.

В это время к нам подошел Виктор.

- Вот тебе на память, - сказал он и протянул Кутынкеу ложку, вырезанную из березы.

Кутынкеу долго и внимательно разглядывал ее и, наконец, тихо произнес:

- Это, наверно, Н’игрин? – Он показал мне ручку ложки, на которой Виктор попытался представить себе лицо древнего человека, хозяина Земли Гека.

- Ии, да, наверно, - ответил я.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу