Google ____________________________________________________________________

Здравствуйте, дорогие друзья. Я тут недавно прочитала одну очень интересную книгу – очерки об экспедициях с исследованием побережья Берингова моря: Анадырский лиман – поселок Хатырка, проходившие в 70-е гг.
Можно было бы рассказать 
вкратце о том, как проходили эти экспедиции, но лучше, чем сам Владилен Леонтьев этого никто не сможет сделать.
Сегодня предлагаю первую часть очерка Земля Гека, Анадырский лиман. Пишу открыто, но если начнутся проблемы с уникальностью текста, то продолжу писать отдельными файлами. Итак…

Земля Гека. Анадырский лиман.
В.Леонтьев. Писатели Чукотки.

 

Земля Гека. Анадырский лиман. В.Леонтьев.

Владилен Леонтьев. Земля Гека. Анадырский лиман.

Еще в начале пятидесятых годов мне приходилось пересекать Анадырский лиман на вертком каюке, ходить на нем в устья рек Волчихи и Таваймы, бывать на Толстом мысу у речки Черной. И позднее, работая матросом на катерах с такими опытными старшинами, как Василий Добродеев, Иван Желнов, я избороздил лиман вдоль и поперек, подымался вверх по реке Анадырь, выходил в море, бывал на Туманской, на Русской Кошке. Но подлинно узнать море и его капризы помогли мне морские охотники чукчи и эскимосы, с которыми я не раз промышлял моржей и китов в проливе Беринга.
Опыт морских путешествий, казалось, накопился солидный, и я был уверен в своих силах и мореходных познаниях.

Чтобы можно было заглянуть в любой уголок побережья, где жили кереки, обследовать лагуну, ее горловину, пройти по мелководной реке вверх, мы выбрали не катер, не вельбот и не байдару, за которой нужен очень тщательный уход, а дюралевую туристско-прогулочную мотолодку марки «Прогресс» с мотором «Вихрь». Она устойчива, быстроходна, мелко сидит в воде и надежна, а мотор «Вихрь» достаточно быстро гонит лодку.

Как мы ни спешили скорее выйти в море, но наша лодка с оборудованием была доставлена самолетом из Магадана только в начале августа. Наконец-то 14 августа 1972 года все формальные и хозяйственные дела были улажены, и мы с напарником художником Виктором Кошелевым отчалили от Второй бухточки города Анадыря, прошли устье Казачки, миновали причалы морского порта и взяли курс на мыс Дионисий.

Погода словно приветствовала наш выход. Ровная, спокойная гладь лимана, яркое ослепительное солнце. Было не «по-чукотски» жарко. Виктор, оставшись в одной тельняшке, достал здоровенную «амбарную» книгу, предназначенную для судового журнала, и сделал первую запись:
!14 августа… 12 часов 07 минут (по моим). Тьфу-тьфу!.. Наконец-то поехали…»

Но погода не умиротворяла нас. Я знал, как коварен Анадырский лиман, страшно коварен.

Южная его часть мелководна, берега низменные и илистые. Северными ветрами загоняет сюда всякие отбросы, которые выносит река Анадырь в лиман. Отбросы скапливаются, нагромождаются, всасываются в ил и гниют. Не зря эту часть лимана называют Гнилой Угол. Если уж попадешь сюда на какой-нибудь плавучке, то не сразу выберешься. В отлив, чтобы выйти на сухое местечко на берегу, надо шлепать пешком по вязкой, чавкающей грязи, придерживая сапоги за голенища, километра два, в прилив же – петлять на лодке и тыкаться в отмели, выискивая фарватер какой-нибудь речушки, впадающей в лиман.

Северная сторона лимана глубокая, берег галечниковый, сухой и чистый. Через каждые десять-пятнадцать километров в воды лимана врезаются низкие косы. Одна называется мыс Заселения, другая – Саломатова, третья – мыс Николая, затем мыс Василия и завершается берег лимана мысом Русская Кошка. Уже одни эти названия свидетельствуют о том, что со времен первых русских землепроходцев и до наших дней основной путь на Чукотку проходил у этого берега. И дествительно, фарватер прижимается к северному берегу. Этим путем и идут суда к столице Чукотки – городу Анадырь.

Старый морской волк капитан Анадырского морского порта В.Ф.Сотников советовал нам идти к Земле Гека северным берегом, а потом пересечь лиман у Русской Кошки. Совет опытного моряка был вполне разумным, но все же пересекать лиман от Русской Кошки к Земле Гека мы не решились. Лучше уж в случае нужды пройти два-три километра по вязкой грязи Гнилого Угла, чем попасть в хаотическую толчею волн на фарватере и быть вынесенным сильным отливным течением в море.

Наш «Прогресс» полз, как утюг, буравя тупым носом воду. Новый двадцатисильный мотор «Вихрь» проходил еще обкатку и работал не в полную мощность. Да и лодка была загружена порядочно: 160 литров бензина, шестиместная палатка, тент, спальные мешки, надувные матрацы, двухместная резиновая лодка, продукты и другие необходимые вещи. К тому же лиман хотя и был на этот раз приветливым, но своим сильным встречным течением не хотел выпускать нас в море. Мы все же не унывали и уверенно продвигались вперед.

В 13 часов 22 минуты прошли восточный склон горы Дионисия, который и образует одноименный мыс. Вблизи он кажется высоким и обрывистым, издали же малоприметен и сливается с береговыми обрывами. От мыса Дионисия повернули к Земле Гека.

Земля Гека и Русская Кошка – косы, напоминающие чуть приоткрытые ворота, которые как бы оберегают вход в Анадырский лиман. И если бы не мощное течение реки, то ворота захлопнулись бы, закрыв доступ к сердцу Чукотки. Косы низки, и их не видно издали, лишь в сумерках они начинают перемигиваться между собой маяками, показывая судам узкое горло лимана. На этот раз видимость была хорошей, но перед нами простиралась безбрежная гладь моря и где-то за горизонтом скрывалась Земля Гека. Пришлось замерить азимут и взять курс по компасу. Земля Гека. Анадырский лиман.

Справа по борту чуть виднелась низкая полоска – берег Гнилого Угла, позади возвышалась над тундрой двумя покатыми вершинами гора Дионисия, а там, за ней, едва просматривался в дымке город. И чем дальше мы уходили от берега, тем ниже и ниже становилась полоска земли. Наконец она исчезла, и гора Дионисия как бы повисла в воздухе. Издали она чем-то напоминала лежащего богатыря с огромным животом, широкой грудью. И мне невольно пришло на память предание, рассказанное жителем села Канчалан Петром Тымнеквыным: Предание о горе Дионисия.

Есть еще и другое объяснение названию горы Тэлян. Об этом рассказал мне уроженец Земли Гека Василий Александрович Этлену.

Пошли раз женщины за ягодами и корешками к горе. И вдруг одна из них нашла красивую иглу из моржовой кости. Заспорили женщины. Всем хотелось иметь эту иглу. Стали они отбирать ее друг у друга и сломали. С пор и называют этоу гору Тэмлян – Сломанная Игла.

Остров Алюмка.А про остров Алюмка, который стоит, как скала, напротив мыса Заселения, говорят, что это часть обоза с награбленным добром.
Как-то давно-давно аозвращались с богатой добычей чукчи с Телькепскпй тундры. Шли они через лиман большим оленьим обозом – муульын. Но тут их стали враги настигать. Погнали быстрей оленей чукчи. Уже вот-вот на берегу будут, как вдруг оборвалась часть обоза и превратилась в остров. По-чукотски он называется «Пэрэчвэн» - взятое отрезано.

Много преданий и легенд бытует на Чукотке. И все они не просто плод пустой фантазии. Созданию каждого из них послужил, вероятно, какой-то повод в реальной жизни. Так, предания о Тэмыле-силаче и острове Алюмка, пожалуй, относятся к тем временам, когда чукчи-оленеводы стали продвигаться на юг, то есть примерно к началу XIII века. В основу рассказа о костяной игле, возможно, тоже положен действительный случай.
Пока я вспоминал предания, мой напарник Виктор Кошелев, выставив вперед свою бороду как русский землепроходец, уверенно вел «Прогресс». Его лицо и вся осанка выражали глубокое удовлетворение. Виктор давно просился со мной в экспедицию, и вот в этом году наконец осуществилась его мечта. Ему страстно хотелось попутешествовать по Чукотке, увидеть и познакомиться с жизнью и бытом чукчей. Виктор художник. И тема его творчества – современная Чукотка, ее замечательные люди.
На пути нам встретился небольшой плотик, унесенный, наверно, приливом с какой-нибудь рыбалки. По древнему обычаю любая вещь должна иметь свое назначение. И вот, будто зная об этом, три пестрые нерпы облюбовали этот плотик (не болтаться же ему без дела на воде), расположились на нем, греясь на солнышке. Шкурка на нерпах обсохла и приятно серебрилась. От удовольствия они часто переворачивались на плотике, отчего его сильно раскачивало, и подставляли теплым лучам то бок, то брюшка. Ничто не нарушало покаоя разнежившихся нерпочке. Но приближающийся гул нашего мотора спугнул их, и они неохотно сползли в воду и еще несколько раз выныривали из воды и, казалось, с укоризной смотрели нам вслед.
На воде появилась рябь, и через некоторое время задул свежий встречный ветер. «Прогресс» вздрагивал на мелких волнах, в лодку полетели брызги. Пришлось натянуть тент. И снова стало сухо и тепло. Впереди показался низкий холмистый берег. Слева он сходил на нет – там начиналась Земля Гека, которую еще не было видно, справа холмы прерывались, образую широкое устье реки Автаткууль. Но этом слегка возвышенном берегу могли быть следы древних поселений, поэтому, приняв штурвал от Виктора, я направил «Прогресс» в устье реки. Минут через сорок мы ткнулись в песчаную косу.
Река Автаткууль (правильно по-чукотски Агтаткооль) означает «перегонная река» («агтат-ык» - гнать, перегонять; «куул/коол» - ручей, река, протекающие в большом углублении). Название, возможно, появилось во времена, когда чукчи-оленеводы осваивали эту часть побережья. Через реку Автаткууль, в среднем ее течении, шел путь к богатым летним пастбищам в долинах рек Ныгчеквээм и Туманская. Впадает Автаткууль в южную часть лимана, в 20 километрах от мыса Гека. Устье реки широкое, просторное, с глубоким фарватером, по которому в нее могут входить небольшие катера и шлюпки. Течение слабое. Берега низкие, илистые и болотистые. Километрах в пятнадцати от устья на маленьком островке залегают большими группами нерпы.
Совершив пеший маршрут по косе и холмам вдоль берега, мы не обнаружили следов старых стоянок ни оседлых жителей, ни оленеводов и лишь вспугнули своим посещением несметные стаи гусей. Они с гоготом поднялись в воздух и направились в глубь тундры. На подходе к лодке на нас выскочил щенок-песец, видимо, промышлявший гусей. Заливисто тявкнув, он вытянул хвост и скрылся за поворотом косы.
Мы решили здесь переночевать, а утром двинуться дальше.

Если Вас заинтересовала статья  "Земля Гека. Анадырский лиман." и Вы желали бы узнать продолжение, то, прошу Вас, отметьте это в комментариях. 

А если хотите поделиться статьей со своими друзьями, то кнопочки там, внизу.)

 






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии (2)

  1. Валерий:

    Статья заинтересовала. Просматривая военные карты анадырского лимана приходили мысли о путешествии к мысу Гека. В этом году собрался брать лодку — мучал вопрос — какая модель может подойти для таких путешествий? И вот удача здесь нашел часть очерка В.Леонтьева — заинриговало меня — А что далее …? Хочу прочитать очерк полностью. Дайте мне такую возможность! Скиньте мне очерк полностью.

    Зараннее благодарен!

    • Здравствуйте, Валерий. Эта книга прописана здесь вся. посмотрите справа в рубриках ВЫБИРАЙ.ЧИТАЙ.ДЕЛИСЬ. Есть отдельная рубрика ПО ЗЕМЛЕ ДРЕВНИХ КЕРЕКОВ. Нажмите на нее и откроются все главы этой книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу