Google ____________________________________________________________________

В этой записке В.Леонтьев рассказывает о непредвиденных обстоятельствах, о погоде, которая, в общем-то, и привела к пересмотру всех планов экспедиции. Вынужденное возвращение - это еще не конец  попытки раскрыть загадку происхождения малоизвестной народности Севера - кереков. Это всего лишь небольшая передышка.

Земля Гека. Вынужденное возвращение.
В.Леонтьев. Писатели Чукотки.

Земля Гека. Вынужденное возвращение. В.Леонтьев.Писатели Чукотки.Вначале мы нашли приют на Земле Гека у ленинградских геологов Научно-исследовательского института геологии Арктики. Они обосновались капитально, с полным комфортом в полусотне метров от маяка. Белая двойная палатка, похожая на купол парашюта, была хорошо заметна издали.

Она-то и привлекла наше внимание. Внутри палатки тоже было просторно, чисто и уютно, горела газовая плита. В тридцати метрах от первой палатки стояла вторая, в которой с рассвета до темноты тарахтели по очереди движки, питая рацию. Ребята вели стационарный образ жизни и давали постоянные пеленги гидрографическому судну, работавшему в Анадырском заливе.

- Располагайтесь как дома, - предложил нам приветливый и гостеприимный начальник отряда Юрий Илларионович Кануткин после официального и взаимного представления и знакомства.

- Уж не с Чукотки ли вы родом? – спросил я начальника. – Фамилия у вас почти чукотская: «каноткын» - по-чукотски «макушка головы».

- Нет, - рассмеялся Юрий Илларионович, - хотя на Чукотке не в первый раз.

Жора Егоров захлопотал у плиты, и лишь Виктор Беленький сидел, не отходя от передатчика.

После обильного и вкусного ужина мы заснули глубоким сном. Но вдруг среди ночи проснулись от страшного грохота волн. Наспех одевшись, мы выскочили наружу. Поднялся шторм. Сильныым северо-восточным ветром катило огромные валы, которые с гулом обрушивались на косу. Волны безалостно хлестали наш «Прогресс» и закидывали его галькой. Общими усилиями мы оттащили лодку к палатке и укрепили заодно оттяжки антенн, которые под сильными порывами ветра ослабли, расшатав штыри, отчего могли рухнуть мачты на землю.

Хотя и гостеприимны были геологи, но мы решили обосноваться поближе к рыбакам и сменить стоянку нашего «судна». Как только стихло, мы перешли в глубокую и уютную протоку между островом Айванкытрын и Землей Гека. Здесь при любом ветре всегда тихо, и можно спокойно оставлять «Прогресс» на якоре.

Земля Гека была исхожена вдоль и поперек, осмотрены все котлованы землянок, жертвенные места. Конечно, мы не могли произвести настоящие капитальные раскопки. Это дело большой археологической экспедиции, которая, возможно, обнаружит загадочные «плютца», найдет таинственные жертвенные столбы «камакат», пройдет По следам Семена Дежнева и подтвердит или отвергнет наши научные гипотезы.

20 августа решили еще раз сходить в устье реки Антаткууль, подняться, насколько возможно, вверх. Надеялся встретить поблизости оленеводов, которые к этому времени всегда выходят к берегу моря. Взяли проводником А.В.Кутынкеу.

Погода хорошая. Гулом «Вихря» мы подняли большие стаи уток-гаг и савок-морянок. Они с неохотой снимались с воды и, делая круги, пролетали перед самым носом лодки. Вошли в устье реки и вскоре чуть выше низкого островка пристали к берегу.

Грязь, ил чуть ли не по колено. Кутынкеу остался у лодки. Ему тяжело ходить: еще в детстве после какой-то болезни ноги у него свело носками вовнутрь.

Идем по тундре. Под ногами чавкает спелая сочная морошка. Невольно ложимся на кочки и пригоршнями кладем вкусную ягоду в рот. У нас уже давно неважно с продуктами, а рыба во всех видах так приелась, что не нее и глядеть неохота. Решили добыть какую-нибудь живность. Двумя удачными выстрелами сбили пару гусей. Ничего интересного в историческом и археологическом отношениях на берегах реки не обнаружили, не встретили и следов пребывания оленеводов.

В седьмом часу вечера тронулись в обратный путь. Спустившись по реке и выйдя из устья, я, срезав значительный угол, направил «Прогресс» прямо на нашу стоянку. И вдруг

напротив местечка Нигринутэтэгын встал мотор: кончился бензин. До берега около километра, как назло, подул резкий встречный ветер. Полтора часа выгребались на веслах, а затем бечевой тянули лодку с сидящим в ней Кутынкеу вдоль берега. И только в кромешной темноте, измученные и уставшие, в час ночи забрались в спальные мешки. Земля Гека. Вынужденное возвращение.

Подходило время двигаться дальше по намеченному маршруту, но возникло непедвиденное препятствие: не хватало горючего. До Туманской мы смогли бы сделать сорокакилометровый перегон. А дольше?.. На веслах и бечевой? Нет, это исключалось. Тяжкий опыт уже был. У рыбаков запасов горючего не оказалось, ленинградцы могли нам одолжить всего две канистры бензина. Этого мало. Посоветовавшись, решили вернуться в Анадырь. Это было вынужденное возвращение.

21 августа. Понедельник.

Для моряков, говорят, тыжелый день. Но мы готвимся: если позволит погода – идем в Анадырь. В 20 часов покинули тихую проточку и гостеприимную Землю Гека.

Анадырский лиман на этот раз показал нам свое коварство. Дул свежий восточный ветер, набегали крутые волны. А тут еще начал барахлить мотор. Ветер усилился, и мы решили переночевать в устье реки Автаткууль.

Рано утром пошли в сторону Анадыря, взяв курс на гору Дионисия. Вскоре утреннее спокойствие нарушил резкий юго-восточный ветер. Пришлось еще ближе прижаться к берегу. Пристали к мысу косы Стрелка. Берег галечный, крутой, рядом проходил глубокий фарватер реки Автаткууль. Под самым берегом выныривали любопытные глазастые нерпы, показывались белые спины белуг.

Часа через при ветер стих и мы двинулись дальше. Но вскоре над горой Дионисия нависла облачная шапка, которая сначала закрыла северную вершину, а затем и всю сопку. Гладь лимана покрылась темными пятнами ряби, навалились сначала мелкие, а потом крутые и высокие волны. Я так наприжимался к берегу, что в самой вершине Гнилого Угла выскочили на отмель. Ночевать на грязном илистом берегу, до которого надо шлепать еще километра полтора, было не очень-то приятно. «Прогресс» сидел на мели, в борт гулко ударялись волны. Мы стояли в лодке и всматривались вдаль. Лиман был покрыт белыми барашками, вода в нем бурлила, как в кипящем котле.

- А что, если выйти на метровую глубину? Там таких волн не должно быть, - предложил я Виктору.

Через час мы были напротив устья ручья Хиузный. Обходить мыс Дионисия при таком ветре не решились, поэтому умышленно выскочили на отмель, которая здесь начиналась в пятистах метрах от берега.

Ночевали в лодке на берегу. Всю ночь дул сильный порывистый ветер, брызгал мелкий дождь. С рассветом стало немного тише, а в одиннадцать часов, когда наступил полный прилив, почти совсем стихло. Мы свободно столкнули лодку и через час были в Анадыре, где разбили свой лагерь на Второй бухточке.

Мысль продолжить маршрут не покидала меня. Я договорился с капитаном морского порта В.Ф.Сотниковым, что он нас, как только установится погода, подбросит вместе с «Прогрессом» и запасом горючего до Земли Гека на лоцманском катере «Пилот». Но наступали чукотские осенние шторма, а прогноз погоды на сентябрь был неутешительным. Все время шли мелкие нудные дожди, дули неблагоприятные для нас восточные ветры. Ничего не оставалось, как отказаться от поездки и перенести исследования на следующий год.

Первая экспедиция оказалась неудачной. Хотя мы и имели теперь полное представление о Земле Гека, собрали устные сведения и небольшой археологический материал, но все это нисколько не приблизило нас к разрешению керекской проблемы. Намеченный маршрут не был выполнен.

6 сентября мы пересекли лиман и в поселке Шахтерский сдали лодку на хранение научному сотруднику мерзлотной станции, которая является отделом нашего института, Александру Сергеевичу Любомирову.

- Все будет в порядке, - заверил меня Любомиров и тут же, загрузив «Прогресс» полевыми вещами, ушел на нем на реку Тавайма, где стоял его отряд, проводивший исследования.

Я с грустью провожал глазами ставший родным и близким нам «Прогресс» и не думал, какое тяжелое испытание ожидает его.

"Вынужденное возвращение - это еще не конец" - еще раз подумал он.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________