Куймайаана – древнее жилище.
По земле древних кереков. В.Леонтьев.
Как-то я рассказал Хаткане о древних жилищах и нарисовал на песке их схему. Екатерина тут же объяснила мне, что такие жилища по-керекски называются куймайаана, то есть жилище с углублениями. После Турылькот несколько уточнил. Раньше землянки у кереков были коллективными. В центре стояла большая общая землянка. Она имела свой выход. Рядом с ней по окружности располагались землянки меньшего размера, в которых жили отдельные семьи. Таких, как правило, было две-три. Все землянки соединялись с центральной, некоторые малые землянки имели свой отдельный выход. Дымовое отверстие – «инуйнын» не являлось выходом, как у коряков, не было в керекских жилищах и специального столба с зарубками, служившим как бы лестницей, который был типичен для корякских землянок с раструбом. Дымовое отверстие зимой покрывалось тонкой пластинкой речного льда и открывалось, когда в жилище горел очаг.
Новое слово куймайаана навело на размышления, что название жилища «валхаан», которое соответствует чукотскому «валк’ыран», то есть «жилище из челюстей кита», видимо, заимствовано из чукотского языка и вошло в употребление, когда кереки стали жить отдельными семьями, а настоящим древним жилищем являлось «куймайаана».
Основу керекской землянки составлял квадратный каркас из четырех крепких столбов, соединенных между собой толстыми балками. На каркас наваливались жерди, все это тщательно обкладывали дерном, а щели забивали песком. Сложная система жилищ представляла собой внушительное сооружение, но оно не было приметным издали, так как, покрытое дерном, сливалось с естественным ландшафтом. Возможно, по этой причине гековские чукчи назвали жителей таких землянок «нутэск’ычыку вальыт», то есть «под землей живущие».
Было что-то от древних жилищ и в домике самого Константина Аратовича Турылькота. Домик засыпной, размером пять на восемь, с двускатной крышей. Справа от дверей стоит железная печь, вырубленная из бочки. С правого ската крыши, ближе к выходу, прорезано окно – «инуйын». Дальше, в глубине комнаты, натянут на растяжках полог, сшитый из прочной материи. Хозяева обычно спят в пологе, а приезжие и гости вне полога, с правой стороны. Чтобы в домик не поступал холодный воздух, пристроен небольшой тамбур, в котором хранятся сети и различные хозяйственные вещи. А когда в двери тамбура дуют сильные ветры и хлещет дождь, то Турылькот делает загородку из досок, чем-то напоминающую длинный ледяной коридор в древних землянках кереков, тоже служивший зимой заслоном от прямых ветров.
Нас заинтересовала загадочная фигурка птички с нерпичьей головой. Мы строили различные догадки: то ли это кайра, то ли утка-гага. Я показал эту фигурку и наконечник стрелы Михаилу Ивановичу. Он долго вертел в руках фигурку, тщательно рассматривал ее и, наконец, уверенно сказал: «тчик’ылчыки» - «сова». Сова – это фольклорный образ, распространенный в керекских сказках. Например, в одной из сказок объясняется, почему у совы большие глаза. Омец-сова по ошибке бросил своего сына в костер, приняв его за чужого, а когда спохватился и вытащил, то у совенка глаза опалились и стали большими и круглыми от испуга.
В Ленинграде в фондах музея антропологии и этнографии хранится коллекция предметов, собранная в самом конце XIX века управлящим Анадырской округой Н.Л.Гондатти. Среди многих предметов есть и керекские фигурки животных, вырезанные из моржового клыка. По стилю орнамента, общим очертаниям и способу изготовления фигурки собак, бурых медведей, моржей и тюленей сходны с фигуркой птички, найденной нами в бухте Гавриила. Для всех фигурок типичны две поперечные борозды с маленькими черными треугольничками с внешней стороны борозд. На фигурке совы орнамент такой же, то есть бороздки с треуголничками, но она отличается тем, что всю фигурку пять раз опоясывают тройные бороздки, пересекающиеся двойными линиями вдоль туловища. Сомнений не было: фигурки Н.Л.Гондатти и наша принадлежат к одной и той же керекской культуре.
Аналогичный орнамент и на стреле.
- Унка чутчум. Это чутчум, - назвал наконечник стрелы Михаил Иванович.
Я удивился. Слово «чутчум» мне часто встречалось в сказках и рассказах кереков. Предположительно я отнес это древнее керекское оружие к так называемой «медвежьей дубинке». Так именует этот вид оружия Н.Л.Гондатти. Когда я показал фотографии, сделанные мною с коллекции Н.Л.Гондатти, то Михаил Иванович и Константин Аратович в один голос назвали «медвежью дубинку» словом «калувйанана». Оказалось, что стрела – это «чутчум», а «медвежья дубинка» - «калувйанан». Так была исправлена допущенная мною ошибка.
«Калувйанан» - «медвежья дубинка» в прошлом распространенный вид оружия у кереков, которым они добывали нерпу, лахтака, убивали бурого медведя. В коллекции Н.Л.Гондатти я изучил два вида «калувйанан».
Первый «калувйанан» представлял собой древко длиной 112 сантиметров, на утолщенный (3 сантиметра) конец которого был насажен массивный кусок моржового мореного клыка, по форме похожий на прямоугольник с закругленными каменным теслом гранями и большими шипами на поперечных сторонах. Длина куска кости вместе с шипами 13 сантиметров, ширина у одного основания 5 сантиметров, у другого – 6 сантиметров, толщина – 3 сантиметра. Второй конец древка сходит почти на нет, но имеет деревянный шип, на который насажен костяной наконечник. Кусок кости с шипами служил для убоя зверя и защиты от него, а другой – опорой при ходьбе по льду, твердому насту и тундре и выполнял роль посоха.
Второй «калувйанан» тоже представлял собой древко длиной 135 сантиметров, но на утолщенной его части – уже насадка из железа, напоминающая короткое кайло или мотыгу. Для веса и увеличения убойной силы дополнительно был еще надет округленный кусок моржовой кости с высверленным отверстием по сердцевине клыка. На другом конце этого орудия имелся наконечник из оленьего рога.
По своему назначению и способу употребления керекские «калувйанан», возможно, являются древними предшественниками «томагавков» индейцев Северной Америки6
«Судя по имеющемуся сейчас археологическому материалу, предшественниками томагавков были каменные военные орудия, обнаруженные при раскопках некоторых могильников и курганов на территории Северной Америки. Встречаются, например, орудия из обтесанного камня, заостренного на одном конце с двух сторон, напоминающие мотыги. Каменное острие вставлялось в отверстие, просверленное на рукоятке из твердого дерева. Иногда вместо камня вставлялся крепкий рог оленя».
В работах В.И.Иохельсона, В.Г.Богораза и современных этнографов нам не удалось обнаружить упоминаний о подобных орудиях ни у эскимосов, ни у коряков, ни у чукчей. Правда, Н.Н.Степанов, приводя «отписки» русских казаков, пишет, что «…анаулам оружием на ряду с «топоры на долгие топорища сажены и ножи», служило колье нарочное». Анаулы, как предполагают этнографы, были одним из юкагирских племен и жили в XVII веке на среднем течении реки Анадырь, а «топоры на долгие топорища сажены» похожи на керекские «калувйанан».
Вам понравилось повествование о кереках? Можно начать и сначала.