Google ____________________________________________________________________

Владилен Леонтьев.
По земле древних кереков.

Страна Туманская. Алькатваамцы

В.Леонтьев. По земле древних кереков.
В этой статье рассказывается о жителях города Алькатваам - Алькатваамцы. После того как мы рассказали о Келевги и его бригаде стоит поведать и о народе Алькатваама.

25 июля. Среда.
Утро было ясным. Солнце стояло уже высоко. На левом берегу у самого моря возвышался холм, напоминавший круглую буханку черного хлеба. Река, как ножом, срезала небольшой край холма, размыла и вынесла в море. На этом холме у самого озера и расположилась совхозная рыбалка. Над трубами домиков и поулземлянок столбом висел в неподвижном воздухе прозрачный дымок, сочилась ярким рубиновым цветом на вешалах свежая, только что разделанная рыба.

Было приятно чувствовать, что рядом люди. На Чукотке они всегда добры и очень внимательны к гостям. Но вот два рыбака в сотне метров от нас выбирали сеть и, как ни странно, не проявляли к нам абсолютно никакого внимания. Это нас совершенно обескуражило. Чтобы не показаться
назойливыми, решили немного выждать. У меня, как этнографа, возникла тревога – трудно будет войти в контакт с этими людьми. Развели на берегу костер, вскипятили чай и незаметно стали наблюдать за рыбаками. Они проверили и снова ставили сети, стаскивали рыбу к разделочным столам.

По теплой гальке бегали малыши, кидали в нашу сторону блинчиками плоские камешки. По берегу носились собаки и недружелюбно полаивали на «Прогресс». Закончив чаепитие, мы на веслах, чтобы не наскочить на сети, переправились на другую сторону.

Рыбаки столпились на берегу и молча смотрели на нас. Встретили холодно. Даже чукотское приветствие «Етти!» и обращение на родном языке не удивило их.

- Как пройти на реку? – решил я нарушить молчание.

Старый низенький чукча, как мы потом узнали, бригадир Аканто, неопределенно[pwal id="18991807" description=""]

махнул рукой в сторону лагуны. Так ничего и не поняв из его жеста, я решил сам подняться на вершину холма, чтобы увидеть вход в реку.

 

Устье реки со стороны моря прикрыто узкой песчаной косой, на которую мы и налетели ночью. Фарватер проходил у левого берега и огибал косу в полукилометре к северу.

 

В10 часов мы покинули негостеприимных рыбаков, и пошли вверх по реке к поселку. Благополучно обогнул косу вошли в реку. Вначале она глубокая, но выше все чаще и чаще стали встречаться перекаты. Пришлось кое-как ползти то на моторе – на плесах, то бечевой – на перекатах. Вода была настолько чистой и прозрачной, что видны были быстрые тени мелькающих хариусов и гольцов. Берега кустистые, зеленые. Жарко и безветренно. Измотались вконец. До поселка, сто расположился на высоком левом берегу реки, не дотянули километров пять. Остановились на ночлег в небольшой глубокой излучине реки.

 

В полукилометре от нас по склону горы пастухи гнали стадо оленей к берегу моря. Издали казалось, что катится вниз лавина разноцветных камней.

 

Одолеваемые оводом и гнусом, обезумевшие животные метались в разные стороны. Одни мчались на вершину горы на ветерок, другие – к реке, в густой кустарник. Было тихо, и до нас доносились натруженные голоса и понукания пастухов, гортанное хрипение важенок, разыскивающих в кустах своих телят, подгоняя отставших животных, нам навстречу бежали два пастуха. Увидя нас, они остановились. В одном из них я узнал молодого пастуха Виктора, знакомого мне еще по Земле Гека. Оказывается, пока мы шли морем, Виктор на вертолете успел перебраться к пастухам. Видимо, здесь он сейчас был нужнее. Лицо и голос другого мне тоже показались знакомыми.

 

- Геннадий Пананто, - представился он. И все сразу стало ясно: я видел его в 1965 году в Магадане на сцене Дворца профсоюзов, где он талантливо исполнял песню и танец-пантомиму «Олененок».

 

Мы понимали, что пастухи торопятся к своему беспокойному стаду, и не стали их задерживать, только спросили, как лучше пройти к поселку. Еще утром мы разрубили топором последний кусок затвердевшего анадырского хлеба, высыпали оставшуюся щепотку чая, и Эдуард вызвался сходить в поселок за продуктами. Нужно было также отправить телеграммы в Анадырь и Магадан. Пастухи рассказали нам, как найти переправу.

 

Вечером мы уже пили чай с вкусным и мягким алькатваамским хлебом.

 

26 июля. Четверг.
С утра теперь уже я отправляюсь в поселок. Нужно решить проблему с горючим. Эдуард остается приводить в порядок лодку и свою одежду: за этот переход мы так поизносились, что нас, вероятно, принимают за «терек’ы» - диких людей.

 

В Алькатвааме я был в декабре 1969 года, когда проводил там перепись населения. Поселок весь был под снегом и показался мне каким-то беспорядочным и неуютным. Но уже тогда Алькатваам строился. На улице гудели тракторы, шумела пилорама, доносился стук топоров. Сам поселок молодой. В 1947 году образовалось товарищество «Коммунист». Его организатором был Макаров, который и сейчас живет в Алькатвааме. Вначале поселок, состоявший из двух-трех домиков, нескольких полуяранг и полуземлянок, располагался в устье реки, на месте современной рыбалки. После товарищество было реорганизовано в колхоз и произошло слияние его с более мелкими хозяйствами. Когда на Алькатваамцы переселились с Земли Гека и Туманской, место для центральной усадьбы колхоза было выбрано на этом уютном холме. Таким образом поселок объединил всех когда-то разрозненных обитателей огромной «страны» Туманской. Основной отраслью хозяйства было и есть оленеводство, вспомогательные – рыболовство и пушная охота. Хозяйство быстро росло, крепло экономически, и в 1967 году было реорганизовано в совхоз.

 

Секретарь сельсовета Наташа Пеневги, черноглазая молодая женщина, знакомая мне по переписи 1939 года, очень удивилась, увидев меня, и никак не могла поверить, что мы пришли на лодке из Анадыря.

 

- Помнишь, ты приглашала приехать к вам летом. Вот мы и приехали. Действительно, хо у вас летом.

 

Мы посмеялись, вспомнив, как они с Анной Анканой, уставшие от выверки переписных листов и составления сводных таблиц, свалились на пол прямо в сельсовете и крепко заснули.

 

- Досталось нам тогда здорово, - смутилась Наташа.
- Да, - согласился я, - зато сделали большое дело.

 

Из сельсовета я направился в контору совхоза. Заместитель директора Геннадий Петрович Николаев заверил меня, что бензин и масло нам дадут. Я записал расчетный счет совхоза и сказал, что институт заплатит за горючее.

 

- Да что вы! – возмутился Геннадий Петрович. – Мы дадим вам бензин так, за то, что вы совершили такой переход. К тому же мы ваши должники – это ведь вы в прошлом году на Земле Гека выручили наших рыбаков, когда отремонтировали и восстановили им мотор «Вихрь».

 

- Да. Было такое, - согласился я, - но все равно счет пришлите.

 

После Геннадий Петрович охотно рассказал мне о делах совхоза, посетовал на крайне тяжелое положение в стаде: многие олени заражены копыткой. Это как аз то стадо, которое нам встретилось. Но меры уже приняты, идет выбраковка, забой больных оленей, химическая обработка и перегон стада. Бригаде специально выделен трактор ДТ, который в течение целого месяца будет сопровождать оленеводов. Мне понравилась такая оперативность дирекции совхоза.

 

Из конторы совхоза я отправился походить по поселку. Он сильно изменился с декабря 1969 года. Радовали глаз новая просторная и уютная столовая со светлыми большими окнами, двухэтажные дома с центральным отоплением. Особенно приятное впечатление производил клуб. Он расположился в центре поселка. Ослепительно белый снаружи, клуб был просто и со вкусом оформлен внутри. Красивые бархатные гардины свешивались с окон, стены украшали нарядные плакаты, чисто, уютно. Здесь, в этом клубе, проводит свои репетиции известный в области и за ее пределами чукотский самодеятельный ансамбль песни и танца «Олененок». Руководит им энтузиастка чукотского музыкально-хореографического искусства Елена Нутекеу. И часто можно слышать в эфире замечательные песни алькатваамцев, песни о новой, счастливой жизни.

 

Пока я ходил в поселок, Эдуард поставил палатку, выдраил до блеска лодку и заштопал дыры на своих штанах и свитере. Вечером пришел трактор. Напоили тракториста Виктора Кулагина чаем и договорились, что он сгрузит бензин чуть ниже по реке. Виктор заторопился, так как надо было догнать стадо и за ночь все приготовить для химической обработки оленей. Теперь он вернется в поселок месяца через три – будет сопровождать оленеводческую бригаду. Идти в рейс на тракторе в одиночку за 100-200 километров и сопровождать стадо – на это решится не каждый. Но Виктор считал это обыкновенным производственным заданием, которое надо выполнить.

 

27 июля. Пятница.
Утром снялись с лагеря и стали спускаться по течению. Иногда приходилось перетаскивать лодку через перекаты. На полпути к устью увидели трактор. Он стоял на пологом склоне, окрженный оленями. Мы оставили лодку у берега и пошли к пастухам.
Надсадно и недовольно гудели в кустах оводы. Стадо недавно обработали химикатами, отпугивающими этих назойливых насекомых. Ни одному животному не достается от оводов больше, чем оленю. В июле оводы начинают кладку яиц. Они прокалывают кожу оленя и откладывают под ней яйца. Жгучая, нестерпимая боль гонит обезумевшее животное по тундре. На этот раз олени блаженствовали. Прижавшись друг к другу, они лежали на ветерке и спокойно спали.

 

В небольшом отдалении обедали пастухи. Они пригласили нас отобедать вместе с ними, и мы с удовольствием согласились.
Невольно привлек наше внимание бригадир Иван Пананто. Он был среднего роста, коренастый, с обветренным и обожженным горячими лучами солнца лицом – настоящий житель тундры. В его словах чувствовалась хозяйская озабоченность, деловитость. Даже сейчас, во время отдыха, он с трудом сидел на месте и бросал тревожные взгляды на отдыхающих оленей. Бригадир спешил перегнать стадо поближе к морю, где будет легче ступать больным копытам оленей.

 

С ним вместе перегоняет стадо его брат Геннадий Пананто. Он несколько выше ростом, но у него такое же смуглое лицо, стройная, крепкая фигура.

 

Ему уже давно за сорок, но в беге за стадом он не уступит и молодому пастуху. Работает Геннадий заведующим красной ярангой, сейчас находится в отпуске. Узнав о бедственном положении в стаде, он отказался от всяких путевок в санаторий и пришел на выручку брату. Геннадий великолепно знает тундру, любит ее. Вот откуда у него такая выразительность в танцах-пантомимах и песнях. Особенно хорош его танец «Олененок».В скупых, но выразительных движениях Пананто очень точно передает беспомощность только что народившегося теленка, его удивление солнцу и всей окружающей природе. Но теленок слаб только в первые минуты рождения. Вот он уже набирается сил, встает на свои ножки, а они, оказывается, такие длинные, и олененок еще неуклюже бежит за матерью…

 

Этот танец пользуется огромной популярностью у жителей Чукотки. Неоднократно он исполнялся на сцене областного центра…
Вскоре забеспокоились олени. Пастухи быстро собрали свое скромное имущество и погрузили в сани. Мы пожелали им счастливого пути. Через некоторое время стадо медленно двинулось по тундре.

 

Виктор завел трактор и подогнал его к берегу. Мы наполнили все канистры бензином, заправились автолом и завели мотор. Через полчаса уже были на рыбалке.

 

На этот раз обитатели рыбалки встретили нас приветливо. Бригадир Аканто, низенький, подвижный, очень смешной в своей расшитой бисером корякской шапке и кухлянке с меховыми кисточками и бусинками на концах, суетился около нас, предлагал чай, свежую рыбу. Другие рыбаки тоже приветливо улыбались, расспрашивали нас. Мы были удивлены такой перемене в настроении рыбаков. А объяснялось все просто. В субботу и воскресенье сюда наезжает масса рыболовов-любителей и иные из них браконьерствуют, пользуясь недозволенными способами лова. У рыбаков часто оказываются пустыми сети, а иногда пропадают и сами сети. И нас Алькатваамцы вначале тоже приняли за браконьеров. Мы посмеялись над таким недоразумение, попили чай у рыбаков и стали готовиться к выходу в море.

 

Вечером удачно вышли из устья реки Алькатваам, за десять минут прошли четыре километра и не полном ходу, засасываемые бешеным течением, влетели в узкое горло лагуны Куймэкэй, расположенной у отрогов мыса Гинтера.

[/pwal]

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу