Рассказы о том, для чего и какие мешочки привязывают к ногам люди на Чукотке.
Как-то летом сидел я в мастерской и наблюдал за работой художника Итчеля, уроженца древнего чукотского селения Поутен.
Скрипит в руке Итчеля стальной коготок, бороздит поверхность моржового клыка, затем мягкий простой карандаш, смоченный в воде, густо зачерчивает бороздки. И когда вытирает Итчель зачерченное мокрой тряпочкой – на клыке появляется яранга оленеводов. Снова скрипит коготок, и и рядом с ярангой уже стоит кочевая груженая нарта. Еще бороздки – и на клыке вырисовывается сценка из жизни чукчей. Стоят три яранги, около них нарты с домашним скарбом. Из-за холма видны оленьи рога. Большое стадо, много оленей пасется за холмом. Перед ярангами стоит рослый, крепкий чаучу – оленевод, видимо, хозяин стойбища. Рядом с ним малыш в детском керкере. Чуть в сторонке стоят и сидят на снегу мужчины и женщины в нарядной одежде. Перед небольшой группой людей висят на веточках лахтачья шкура, связки ремней, а к колу, вбитому в снег, привязан олень. Несутся к стойбищу оленьи упряжки, бегут рядом с посохами в руках мужчины. Видно, хозяин стойбища устроил состязания. Но странно, Итчель почему – то нарисовал очень толстыми икры ног у бегунов.
- Что-то у тебя люди получились толстоногими, - говорю я Итчелю по-чукотски.
Итчель пристально посмотрел на меня, но не обиделся. Сдвинув очки на нос, он рассказывает:
- Раньше, чтобы стать хорошим, выносливым бегуном, чукчи часто привязывали к икрам ног мешочки, наполненные галькой или песком. Мешочки специально шили из нерпичьей шкуры. Некоторые охотники старались даже ходить с такой тяжестью. Мышцы на ногах от этого становились крепкими. А когда надо было бежать, то мешочки на ходу отвязывались и человек мчался, как дикий олень… Вот я и нарисовал бегунов с мешочками, привязанными к икрам ног. Валемей? Понял?
НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
