Google ____________________________________________________________________

Владилен Леонтьев.
По земле древних кереков.

Не догадываетесь, кто такие тэлк'эпыльыт? Этому есть объяснения, о  которых мы узнаем в следующей главе.

Кто такие Тэлк’эпыльыт

Кто такие тэлкэпыльыт.

Туманская – это название, пожалуй, можно отнести не к какому-то конкретному географическому объекту и одноименной с ним реке, а к целой территории. Она простирается в глубь материка до реки Великой, а на юг – от огромной лагуны Тымна до самых северных отрогов Корякского хребта. Это «страна» длинных галечно-песчаных кос, тихих и прозрачных речек с зарослями тальника и ольхи, озер, затянутых тиной и заросших осокой, с чистыми окнами воды; всхолмленной тундры с золотистым ягелем, полянами морошки и брусники, диким луком и кедровым стлаником. Весь этот земной ландшафт оживляют несметные количества птиц и гнуса, тундровых и морских животных, а водоемы кишат рыбой. Благодатное место для человека!

Но такова это «страна» летом. Зимой же тундра промерзает насквозь, реки и озера покрываются двухметровым льдом, а ветры и пурги так утрамбовывают наст, что он свободно выдерживает человека. Счастье живых существ в «стране» Туманской мимолетно, как мимолетно лето на Чукотке. Не обижаются на эту страну лишь бурые медведи, которые, отъевшись за лето, всю зиму отсыпаются в берлогах. Не эту ли «страну» упоминает в своей «отписке» Семен Дежнев: «А шел я, бедной Семейка, с товарищи до Онандыры реки ровно 10 недель, и пали на Онандырь пеку вниз близско море, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И з голоду мы бедные врознь разбрелись… И ходили 20 ден, людей и оргишниц, дорог инозеских, не видели…»


Холодна и мертва это «страна» зимой, но все равно и здесь издревле селились и обитали люди. Кочевники-оленеводы осваивали тундру, а на побережье жили морские охотники и рыболовы. Правда, В.Г.Богораз, точно перечисляя поселки на Чукотке, отмечает самое южное поселение «Вен – в Анадырской бухте близ устья Анадыря. Русские впоследствии основали рядом свой поселок и назвали его Мариинским Постом. В прежние времена чукотское селение лежало ближе к океану, на низком песчаном берегу земли Гека». О том, что было поселение на Туманской, В.Г.Богораз не указывает.

Современное чукотское население на Туманской появилось в середине XVIII века. Это было время больших перемен в жизни народов Чукотки. Начались длительные перекочевки оленеводов на юг и запад. Главной причиной миграции явилось бурное развитие крупнотабунного оленеводства у чукчей, для чего потребовались огромные, богатые ягелем пастбища. Одна из групп оленеводов проникла в долину пеки Туманской и обосновалась там. «Телькепская группа, называемая русскими «туманские чукчи», имеет около 50 становищ. Их стада в 400-500 голов. Эта группа представляет чукоч самых диких и неукротимых, и в прежнее время они являлись инициаторами в войнах против коряков». Эти сведения относятся к началу XX века.

Река Туманская по-чукотски называется «Талк’опъэргыргын» («э’ргыргын» - переход, переправа к телькепским людям), а люди, жившие до прихода чукчей на побережье от Туманской до мыса Барыкова, назывались «тэлк’эпыльыт». Когда эти люди исчезли, то название перешло к группе чукчей, обжившей эти места. Что означает слово «Туманская», остается пока загадкой. Но интересно, что этот топоним уже встречается в документах XVIII века под именем «туманские коряки». Так называли русские коряков, живших на пеке Туманы, впадающей в Гижигинскую губу. Возможно, что топоним «Туманы» корякский и существует какая-то связь меду двумя этими отдаленными названиями. Может быть, по каким-то общим признаком русские назвали эту местность, о которой мы ведем речь, тем же именем, что пека Туманы.

Кто же жил до прихода чукчей на Туманской? Кто такие «тэлк’эпыльыт»?

А.А.Ресин назвал людей, которые жили по «Апукинскому и Туменскому берегу» «чукмарями». Он писал, что «чукмари» заметно отличаются как от коряков, так и от чукчей. К ним не заходят ни русские купцы, ни иностранные суда… Они идолопоклонники… Встречались такие, которые не знали употребления спичек и не брали их… Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…»   Кто такие тэлкэпыльыт. По Земле древних кереков.

По этим небольшим сведениям можно предположить, что А.А.Ресин имел в виду кереков. Действительно, до начала XX века кереки были изолированы от культурных народов, почти не встречались с европейцами, не имели понятия ни о чае, ни о табаке, предметы из металла и другие материалы имели для них огромнейшую ценность. В представлениях кереков металлические изделия были доставлены людьми, состоящими целиком из металла. Так, в сказке «Плунтыкан’элан» - «Владеющий железным крючком», записанной мной от кереков, повествуется о канибалле, пожирающем людей, после гибели которого отдельные части его тела превращаются в котлы, чайники, ружья и даже бусы. Все металлические изделия кереки получали через посредничество чукчей и коряков в очень незначительном количестве.

А.А.Ресин также отмечал, что в жизни «чукмарей» большую роль играла женщина. Как правило, у кереков всеми хозяйственными вопросами занималась старейшая женщина в семье, она распоряжалась продуктами, с ее разрешения и совета мужчины совершали те или иные поступки. Этот пережиток матриархата нашел свое отражение и в керекском фольклоре. «Ыллапилякай – бабушка», - обращается в одной сказке Милуткалик – Заяц – мужчина к своей бабушке и спрашивает у нее разрешения идти на промысел.. И только после долгой перебранки бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой.

«В настоящее время кереки совершенно обнищали и быстро вымирают, - писал в начале XX века В.Г.Богораз, - но, согласно своим преданиям, они были раньше сильнее и многочисленнее, имели большие кожаные байдары и жили охотой на моржей. Они ходили за моржами на большое лежбище в глубине Анадырской губы, остатки которого сохранились до начала XX века».

Есть еще одно подтверждение, что в районе Туманской жили кереки. Один мой хороший знакомый молодой чукча, родом с Туманской, носит имя Керек. Это имя, как он объяснил сам, ему было дано в память о кереках, живших на Туманской.

Левобережье горловины лагуны Тымна очень удобное место для постоянного жилья. Здесь много рыбы, часто заходят с моря нерпы и лахтаки, уютные заливчики, незатопляемый берег. Видно, что люди селились здесь с древнейших времен. Остатки углублений от полуподземных жилищ по своему расположению очень напоминают землянки земли Гека. Можно предположить, что и там и тут жили люди одной культуры. Это не могли быть ни приморские чукчи, ни эскимосы. Главный признак древних поселений приморских чукчей и эскимосов – стойки из китовых челюстей, врытых в землю, глубокие и широкие ямы – «увэрат» для мяса. Мы не видели таких отличительных признаков здесь, на Туманской. Примечательно, что и современные постройки рыбацких домиков расположены в черте древнего поселения.

Второе поселение, известное по документам, располагалось на самой Туманской в 25 километрах от устья. Это, видима была летняя стоянка оленеводов и чукчей. Там в конце XIX века, когда было учреждено отдельное окружное управление в Анадыре, организовалась Туманская ярмарка близ горы Иргун’эй. А после, уже в советское время, здесь была открыта фактория, которая снабжала продуктами и боеприпасами чукчей, кочевавших по тундре, и рыбаков, живших на побережье.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии (2)

  1. Любовь:

    Действительно, благодатное место для человека — такой красивейший земной ландшафт.

  2. Gennady Smirnov:

    Александр Григорьевич Керек очень любил свою «малую родину» -
    «туманскую» тундру с бесчисленными озерами и птичьим гомоном,
    стойбищами оленеводов, кочующими по долинам Автаткууля и Туманской,
    морской охотой на Тымне. Все это Керек запомнил с детства и часто
    рассказывал нам. В его воспоминаниях всегда присутствовала бессильная
    тоска по вымершей культуре туманских племен. Несколько лет назад умер
    и Александр Григорьевич.
    Мы публикуем воспоминания Александра Григорьевича, которые,
    несомненно, станут интересны всем нынешним потомкам «туманских»,
    разбросанным судьбой в разные концы света. И надеемся, что не только им.
    Я в яранге родился.
    В наших краях оленеводство всегда было основным хозяйством. Так, как
    в Провиденском и Чукотском районах, никогда не было. У нас морзверобои,
    естественно, вышли из оленеводов. А потом уже оленеводы превратились в
    морзверобоев. Мой отец раньше был оленеводом, пас оленей, и побочно
    охотился на песцов. А когда образовался колхоз, он стал уже охотником,
    зимой охотился на песца, а весной и в июле был морзверобоем. И разделение
    труда у охотников и оленеводов появилось уже, когда колхозы образовались.
    А вначале это традиционно, что канчаланские оленеводы всю жизнь начинали
    охоту на моржа, когда весной приближались к берегу на летовку. И даже я
    помню, как оленеводы нанимались в морзверобойные бригады, чтобы заготовить
    жир для жирников.
    На моржовую охоту я ходил с 10 лет. Ходили мы на байдарах. У нас 7
    байдар было. Байдары большие, из моржовых шкур, шли на веслах или
    на парусе, моторов не было никаких.
    И охотились мы в основном напротив лагуны Тымна, и немного в сторону,
    иногда вместе со льдом нас направо несло, в сторону Беринговского, вниз,
    на юг. Весной всегда течение несло на юг.
    Из байдар высаживались, преследовали зверя. Где зверь сидел, там его
    и били. Охотились уже с оружием. Я начал охотиться, наверно, в третьем
    классе. Оружие было немецкое, привезенное после войны, а до этого были
    больше карабины, «берданки» у отцов. Их использовать боялись. У русских,
    у отечественных, были предохранители, а там защелки какие-то. И пули были
    разные, и трассирующие, и разрывные — всякие.
    А раньше, когда не было оружия, старики рассказывали, да я и сам знаю,
    охотились на льдах поколочными копьями. Да и вообще, у каждого пастуха
    в яранге было разное оружие. Луки были. Помню, у деда лук был большой
    продубленный. Всякие стрелы: и тупые и острые, всякие: Что еще
    интересно, когда я в средних классах учился, когда переехали в Алькатваам,
    мы с детишками обнаружили кольчуги, сабли стальные, казацкие, наверно. И
    потом, когда уже где-то в 1990-м году в командировку поехал в Алькатваам,
    там Виктор Еттынкеу и директор совхоза рассказывали, что журили
    каких-детишек, мол, что ж вы, дураки такие, не взяли кольчугу и сабли,
    а они, мол, ответили, что, дескать, ржавые были. Это в Туманской
    находили.
    У нас на Земле Гека школа была, там мой старший брат учился. Там же
    был колхозик небольшой — Гековский, может, сейчас в Алькатвааме кто-то
    из стариков еще помнит. Оленеводческий небольшой колхоз — оленей на 900.
    А моржового лежбища при нас уже не было. И старики не рассказывали,
    как они там охотились. Никто уже ничего не помнил. Там вообще уже не
    было ничего ни при дедах, ни при отцах наших. Знаю только, что стойбище
    называлось Нигрин, находилось оно у косы Гека, где земля начинается.
    До сих пор на косе Гека сохранилось много старых моржовых черепов и
    мясных ям. Все ямы уже обросли травой. Еще там были землянки. Около
    них, видимо, и стояли рыболовецкие бригады. Вот и ходили сюда на Гека,
    на мясные ямы. Оттуда уже могли и морем, и пешим, а могли и лагуной
    идти. Когда моржи залегали, они могли просто ярангу поставить там,
    укрыться можно было за бугорками. А то, что там много черепов старых,
    говорит о том, что промысел там был хороший. Нигрин — это предок какой-
    то, имя такое было. Так же как и лагуна Тымна — там жил старик Тымне.
    А при мне на лежбищах от Туманской к югу на моржей уже не охотились,
    потому что около тех стойбищ моржи уже не залегали. Крайнее место, где
    начиналась морская охота, — это Айванкытрын.
    И на льдах в Майныпильгыно, Хатырке, по-моему, охотились только на
    лахтака, нерпу, ларгу.
    Там и ледовая обстановка совсем другая, море открытое все время.
    А алькатваамские — это в основном туманские, исконные моржатники. Потому
    что при мне, я помню, они тоже охотились на морзверя вместе с нами. Они
    к нам приезжали, мы к ним. Часто в Кайнопыльгино мы встречались.
    На китов туманцы никогда не охотились, хотя китов заносило в лагуну
    на отмели. Часто они просто барахтались, застревали по отливу, а потом
    дожидались прилива и уходили. Никогда наши в них не стреляли, никогда не
    кололи, только, когда большим штормом выбрасывало, а такое часто
    случалось. Кит застревал на меляках.
    Когда едешь по Туманской, там узкий фарватер, а потом резко направо,
    там крутой берег. И на той стороне обрывистый. А когда поворачиваешь,
    то выходишь на вторую речку, третью, там четыре речки. И там еще сеть
    островов, где гуси гнездятся. Очень богатые острова там, много птиц,
    казарки, белошеев. И ведь тоже никогда не охотились. Просто не охотились.
    Хватало другой дичи, места богатые, охотничьи. Но никогда гусей не
    использовали, хотя никто не запрещал. Даже линных гусей никогда на
    зиму не заготавливали. Там, где кереки были, был специальный способ
    заготовки кайр, специальные сеточки, где птица запутывается… А вообще
    на первом месте из традиционных промыслов было оленеводство, потом
    морзверобойный промысел и рыболовство. А птицу почему-то особенно не
    промышляли. Гусь — это подсобная птица, даже яйца специально не
    заготавливали, а только если случайно найдешь.
    Я помню, как отец еще рассказывал, что место наше называется -
    Анкылькыльват. Он, Анкылькыльват, имел большой живот, на месяц впрок
    наедался, а когда опустошался — очень быстро бегал. И однажды, когда он
    спал где-то в районе Туманской, видимо, случайно проходил с той стороны
    «береговой». Увидел, что «оленный» лежит и спит, и решил его убить.
    Бросил копье, а Анкылькыльват отскочил, как будто что почувствовал. И
    «береговой» убежал. А Анкылькыльват его догонял. А потом решили летом
    встретиться, выяснить отношения — береговой и оленный чукчи. Богатыри.
    Срок назначили на август. Береговой отправил клык моржа, а оленный — рог
    оленя. Время пришло. Береговой бежит, приготовил копье. А оленный его
    заранее предупредил, смотри, мол, внимательно за мной, будь осторожен.
    Береговой улыбается, не верит. Только замахнулся копьем, а тот сразу
    тут же и схватил его: я же предупреждал тебя! — вот такой краткий
    антагонизм. Конечно, начиная с Канчалана и Туманской, коренные жители не
    делились четко на оленеводов и морских охотников. Но в устном Туманском
    фольклоре есть такие антагонизмы между береговыми и морскими…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу