Google ____________________________________________________________________

Строитель полярных станций.
По земле древних кереков. В.Леонтьев.

По земле древних кереков. В.Леонтьев.Бухта Ушакова, мысы Синон, Гангут, бухта Грейга, мыс Чесма, гора Гейден, мыс Наварин – эти названия словно переносят нас на побережье Балтийского и Черного морей. Но обрушившаяся на нас студеная вода у мыса Фаддея, отвесные и голые скалы мыса Гангут, порывистые ветры у мыса Басова, жестокие штормы в бухте Ушакова и губе Гавриила напоминают нам, что это суровый Крайний Северо-Восток. Не случайно русские мореплаватели и исследователи освоение этого края связывали с героическими страницами из истории нашей страны, увековечили в названиях здешних мест выдающиеся события, имена замечательных сынов Русского государства.

Вот и сейчас перед нами следы еще одной героической победы, но одержанной в наше , советское время, нашими, советскими людьми. Ветхий, начавший рушиться домик, остатки мачт антенн, развалившаяся печь и обломки кирпичей у маленького сарайчика, метеорологическая площадка, пустые бочки из-под горючего, пришедшие в негодность, и проржавевшие части двигателя – это все, что осталось т первой полярной станции на мысе Наварин.

30-е годы. Сквозной рейс «Сибирякова» из Архангельска во Владивосток, экспедиция «Челюскина» подтвердили, что советские люди могут стать хозяевами Северного морского пути. Они с упорством и настойчивостью прокладывают этот путь, строят полярные станции на Мысе Шмидта, мысе Биллингса, мысе Шелагском, острове Врангеля, в Ванкареме, Уэлене и других отдаленных местах Чукотки.
Большое значение для судов, следовавших Северным морским путем, имел мыс Наварин. Хотя район мыса Наварин и не расположен за полярным кругом и здесь не бывает темных ночей, но по своим суровым природным условиям он вполне может быть приравнен к высокоширотным островам и землям Северного Ледовитого океана.

Летом 1934 года по поручению Отто Юльевича Шмидта во Владивосток прибыл Игорь Леонидович Ардамацкий. Тогда ему исполнился всего двадцать один год, но он уже считался опытным полярником и был одним из активных участников по спасению челюскинцев. Перед ним была поставлена задача: скомплектовать и построить на мысе Наварин полярную станцию. Приобретение строительных материалов и необходимого оборудования затянули отъезд полярников, и только 3 октября, когда на Чукотку уже властвовала суровая зима, а в Беринговом море бушевали ледяные штормы, из Владивостока вышел пароход «Хабаровск». В пути пароход изрядно потрепало, и только в конце октября он, весь обледенелый, бросил якорь у юго-западного берега мыса Наварин. И здесь моряки допустили непоправимую оплошность. Когда небольшая часть груза уже была на берегу, они решили строительный лес и остатки продовольствия и оборудования доставить на берег на плоту. Штормовым северо-западным ветром плот вместе с катером вынесло к острию мыса, где сулои и водовороты разбили плот и разнесли его по всему морю. С большим трудом удалось спасти людей и катер.

Игорь Леонидович мог без угрызения совести отказаться от строительства станции. Но не таков был характер у этого энергичного молодого человека. Оставив на берегу в брезентовых палатках с небольшим запасом продовольствия строителей и двух работников станции, Ардамацкий вместе с радистом Иваном Никитичем Хомутовым отправляется на «Хабаровске» в бухту Провидения и залив Лаврентия за строительным лесом, продуктами, охотничьими боеприпасами. К мысу Наварин вернулись уже в начале декабря. С большими трудностями в пургу и шторм удалось снять с парохода основной груз, строительный же лес сбрасывали прямо в воду, и его прибоем раскидало по всему побережью. К концу разгрузки налетел тайфун и нагнал лед. «Хабаровск» снялся с якоря и поспешно ушел на юг. С парохода не успели сойти двое работников станции, строители же, которые должны были вернуться во Владивосток, оказались на берегу. Из работников станции остались только Ардамацкий и Хомутов.
Всю долгую вьюжную зиму полярники и строители прожили в палатках. Они организовали систематические гидрометеорологические наблюдения, установили постоянную связь с Большой землей. Собирали по берегу раскиданный штормом лес, выдалбливая его изо льда, перевозили бревна на собаках к станции, пилили доски, брусья и строили жилой дом и подсобные помещения. Свои продовольственные запасы пополняли тем, что ловили рыбу, промышляли моржа, лахтака, нерпу в бухте Грейга и губе Гавриила.

В июне строительство и отделки дома были закончены. И хотя сам Игорь Леонидович Ардамацкий и его спутники практически не воспользовались плодами своего труда, но они обеспечили новой смене полярников, прибывших в августе 1935 года на пароходе «Охотск», возможность жить и работать в нормальных условиях. В 1956 году полярная станция была перенесена в губу Гавриила.

Мне посчастливилось познакомиться с Икорем Леонидовичем. Встреча состоялась в Москве. Я, естественно, волновался. В моем представлении Ардамацкий был уже почтенным стариком. Но каково же было мое удивление, когда мне навстречу поднялся высокого роста, подтянутый мужчина. Его приветливая улыбка, добрый взгляд умных глаз, спокойная речь быстро рассеяли мое смущение, и через несколько минут мы уже увлеченно беседовали. Оказывается, еще с юношеских лет Игорь Леонидович мечтал о путешествиях по Арктике и готовил себя к этому. Вместе с Анападистом Парфентьевым, ныне почетным пенсионером, а в то время студентом Института народов Севера, он совершил несколько маршрутов по нашему европейскому Северу, осваивая езду на собаках. Впоследствии вся его жизнь была связана с Арктикой.

- Игорь Леонидович, почему для строительства первой полярной станции выбрали такое дикое и пустынное место, где даже древние люди не селились? – спросил я у Ардамацкого.

- Управление Главсевморпути считало, что с мыса Наварин удобнее вести постоянные наблюдения за ледовой обстановкой. В то время это было так важно для следовавших на север судов, - просто ответил Ардамацкий.
Кроме своих непосредственных служебных обязанностей и строительства станции, Игорь Леонидович сделал тогда же съемку местности, уточнил и описал район мыса Наварин. До него весь южный берег до озера Кейпильгин был отмечен на карте пунктирной чертой. В беседе со мной он высказал мысль, что по своему географическому положению район мыса Наварин следует считать полуостровом. И я вполне разделяю мнение опытного полярника. И хорошо, если бы этот полуостров был назван в честь его древних обитателей Керекским полуостровом.

Во время пребывания Игоря Леонидовича на мысе Наварин уже не было керекского поселения в губе Гавриила. Кереки в 1932 году объединились в товарищество «Керек» и переселились в более удобное и лучшее место – в село Мейныпильгыно. Но в начале 1935 года к ним приходил представитель Мейныпильгынского сельсовета, чтобы узнать, что за люди поселились на мысе Наварин. Его сопровождала два керека. Одного из них, молодого Нутаву, он запомнил хорошо, а имя второго, пожилого, забыл. К сожалению, материалов тех времен не сохранилось, так как они погибли во время блокады в Ленинграде.

После мыса Наварин И.Л.Ардамацкий на реке Амкуэма строит первую континентальную полярную станцию на Чукотке…
Через час мы покинули место полярной станции. Справа по борту потянулся отвесный каменистый обрыв, вершины скал которого скрывались в синеве неба. Вскоре у горы Плац на подходе к устью реки Пика нам встретилось стадо китов. Я хорошо знал серых китов, знаком был и с гренландскими, но это был какой-то другой вид и по размерам, пожалуй, не уступал гренландским китам. Блестящие черные широкие спины всплывали то тут, то там. Вскоре мы оказались в плотном окружении этих великанов. Даже жутковато стало. Я прижал «Прогресс» к самым скалам, но видимо, здесь было довольно глубоко и киты никак не хотели покидать нас. Они всплывали в пяти-десяти метрах, подняв тучи брызг, с шумом выдыхали из себя спетый воздух и обдавали нас резким зловонным запахом, от которого кружилась голова. Так под конвоем китов мы дошли до устья реки Пика. Но там, где мы наметили высадиться и провести обследование, взад и вперед ходила этакая махина и не давала возможности подойти к берегу. К счастью, устье оказалось узким и мелководным даже для нашего «Прогресса», и мы, обойдя кита стороной, отказались от чаепития на берегу и направились к устью горловины Кейпильгин. Пришлось отмахать еще лишних 27 километров, не предусмотренных планом сегодняшнего перегона.

Скалистые крутые обрывы сменились невысокими илистыми берегами, которые перешли в тонкую галечную косу, отделявшую озеро от моря. Неожиданно впереди на гладкой поверхности моря вспыхнули буруны. Это обозначился вход в озеро Кейпильгин, но и он был «заперт» шнырявшим туда-сюда китом. Торчащие из воды круглые головы нерп точно указывали фарватер горловины, и мы, миную кита, вошли в устье протоки озера Кейпильгин.

Сразу наступила тишина, лодку перестало качать на волнах. Налево показался уютный глубокий заливчик, по берегу которого бегали двое мальчишек. На пригорке весело горел костер. Около него сидела женщина чукчанка с грудным младенцем, одетым в нарядный меховой детский керкер. Чуть в сторонке мужчина готовил сеть.

- Мытьенмык! Прибыли мы! – бедро крикнул я приветствие на чукотском языке.

- Ка-а-ко! – удивился мужчина нашему неожиданному появлению с моря.

- С Анадыря, с бухты Гавриила мы, - добавил я.

Чукотская родная речь, наше объяснение, кто мы и откуда, упоминание о моих старых знакомых Куттегине, Келевги и Керо быстро расположили к нам чукчей, и вот мужчина вместе с ребятишками уже помогает выгружать наши вещи из лодки.
Вскоре на пригорке у костра завязалась оживленная беседа, которую дополнили ароматные ужа и чай.

Если Вам понравилось повествование о кереках, то можно начать и сначала. А предыдущую статью найдете здесь.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу