Google ____________________________________________________________________

У горы Камакыннот. В.Леонтьев.
Хатырка. Опука.

У горы Камакыннот. А.Леонтьев.Спускаясь по реке Хатырке, мы не обнаружили следов старых поселений, зато в устье они явно заметны. Видимо, устье было обжито с древних времен. На ровной вершине горы Камакыннот, протянувшейся к самому берегу моря, был древний жертвенник, представлявший собой скопление моржовых голов. К сожалению, жертвенник основательно разрушен, черепа раскиданы по крутому склону. На этом жертвеннике хатырские школьники находили своеобразные наконечники стрел, копий и другие древние предметы. Мы встретили несколько железных, сильно проржавевших пластин панцирей, больше нам ничего интересного не попалось. У самого берега моря на небольших буграх этой горы, обильно заросших травой, когда-то стояли землянки. А основное поселение располагалось у подножия, на правом берегу устья, на галечниковой косе. Сверху хорошо заметны воронкообразные углубления, и по своему расположению некоторые из них сходны с древним поселением местечка Этчун на Мейныпильгынской косе. Старые хатырчане еще помнят землянки, стоявшие здесь до строительства Вилюнейской культбазы, которая положила начало современному поселку. В прошлом коса с правой стороны устья была немного длиннее, шире и выше, но, так как устье реки постепенно смещается к югу, она была размыта и древние жилища разрушены водой.

Второе старое поселение располагалось в полутора километрах от устья, на правом берегу, на террасе, идущей от горы Камакыннот, но она сейчас застроена современными зданиями.

До начала коллективизации керекские жилища сохранялись в устье Хатырки, на косе у лагуны Опука, мысах Лагунном и Рифовом. Чукчи же обосновывались на холме Четкин, расположенном на правом берегу реки Хатырка, пятидесяти километрах от устья, в местечке Элган’ын на реке Мыллывээм (на картах она почему-то названа Опукой) и в бухте Аннушка, которая находится между лагунами Маллен и Опука. Аннушка – это не имя русской женщины, а искаженное чукотско-корякское слово «эннун» - «холм», «бугор».

На карте издания 1943 года, найденной нами в архивах, от современной Хатырки на юг обозначены населенные пункты Хатынь, рядом с Вилюнейской кульбазой, Млювеем, Хатына в лагуне Опука, Укэллаят в бухте Дежнева, Ильпи и Омэлэут в бухте анастасии, Ватына в бехте Наталии, Мачевна, Тапан и на южной стороне мыса Олюторского Ковача. Сейчас этих поселений уже нет. Их жители переселились одни в Апку и Пахачи Корякского национального округа, другие – в Хатырку. Возможно, что на местах старых поселений живут еще в уединении старички.
Основу современному поселку дала культбаза, которая в 1934 году была построена на берегу моря рядом с поселением Хатынь, но через некоторое время ее перенесли на правый берег реки. Наименование Вилюнейская дано по названию кочевавшей в долине пеки Хатырка группе чукчей. Первым начальником культбазы, как вспоминает бывший председатель Хатырского сельсовета, ныне пенсионер Керкитагин, был Иван Петрович Юдочкин. Отсюда, в культбазы, и начиналась новая культура в отдаленном районе Чукотского национального округа.
В 1936 году в Хатырке организовывается первое товарищество «Торвагыргын» - «Новая жизнь», в которое вступили хатырские кереки и чукчи, осевшие на побережье, и небольшая часть бедняков-оленеводов. Основной отраслью товарищества было рыболовство, морской промысел и подсобным – оленеводство. Рядом с Хатыркой не было постоянных моржовых лежбищ, поэтому промышляли моржа на весеннем плавучем льду. В июне, когда вскрывались реки, начиналась ловля рыбы.

В 1937 году на пеке Опука у озера Элган’ын было создано второе товарищество – «Красная звезда». Основу хозяйства составили рыболовство и оленеводство. Членами товарищества стали чукчи и опукинские кереки, продолжавшие жить на косе у лагуны Опука. Постепенно в эти два товарищества начинают вступать оленеводы. Хозяйства крепнут экономически, и в 1940 году организовывается третье оленеводческое товарищество «Красный оленевод» с центральной усадьбой в среднем течении реки Хатырки, у холма Четкин. К 1949 году эти товарищества, относившиеся к Хатырскому сельсовету, имели количество оленей, которое вы можете увидеть на картинке.

Как видно из таблицы, сектор личного пользования составлял тогда 50% всего поголовья оленей. В тундре же по-прежнему продолжали кочевать богатые оленеводы Тагрынват, Ровтыгыргын, Рытэгрэв и середняк Ранавтагын. И лишь в конце 50-х годов они вступили в колхозы: первые двое в колхоз «Дружа», остальные в колхоз имени Жданова.

28 июны 1949 года сессия Хатырского сельского Совета депутатов трудящихся приняла решение об объединении двух колхозов «Красная звезда» и «Красный оленевод» с оседанием на реке Опуке у озера Элган’ын. Новый колхоз был назван именем Жданова. Укрупненное централизованное хозяйство быстро доказало свою целесообразность. Поэтому 22 июня 1951 года было снова принято решение о слиянии колхозов имени Жданова и «Торвагыргын» с центральной усадьбой в поселке Хатырка. С этого времени колхоз быстро растет, набирает силу, в него вступают последние единоличники. В 1967 году колхоз имени Жданова реорганизуется в совхоз. Такова краткая история этого хозяйства.
В настоящее время совхоз имени Жданова крупное, экономически крепкое хозяйство. Основную отрасль его составляет оленеводство, с поголовьем около 20 тысяч оленей. Имеется богатая техника, в тундре стоят перевалочные базы, на маршрутах выстроены дома для оленеводов.

До слияния хозяйств Хатырка была небольшим поселком. Из похозяйственной книги сельсовета: в 1945 году в Хатырке проживало всего 23 семья и населением 71 человек, из них 34 мужчины и 37 женщин. По национальности все числились чукчами, хотя в поселке жили и кереки.
Сейчас Хатырка – современный поселок с хорошими, добротными домами, которые выстроились ровными рядами до самого подножия горы Камакыннот. Землянки и яранги ушли в далекое прошлое. И сохранились они лишь в воспоминаниях стариков. Да иногда напоминают о нем древние вещи, что попадаются при закладке фундаментов новых зданий. Украшением поселка является большая двухэтажная школа. Руководит ею уроженец Хатырки, сын оленевода Дмитрий Петрович Коравье. Он окончил Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена и приехал в родные места учительствовать.

Дмитрий Петрович любезно провел нас с Александром Ореховым по школе, по светлым, уютным классам – ученики уже уехали в тундру к родителям. Затем мы вместе с ним прошли по берегу реки к устью, осмотрели старое поселение и поднялись на гору Камакыннот. Само название сопки говорит о древности этих мест. Словом «камак» мейныпильгынские и хатырские чукчи называли жертвенное место, куда сносились головы моржей, тюленей, медведей. У коряков алюторцев «камак» - вредоносное существо в облике жука. Этот жук будто бы живет в земле. Человеку он вреда не приносит. Но зато он может создавать землетрясение, извергать дым и лаву из вулканов. У чукчей тоже было подобное представление о камаке, как страшном чудовище, которое ходит по ночам и оставляет большие следы, похожие на человеческие. Вторая часть слова «нот» восходит к основе «-нутэ-/-нота-« «земля», «камакская земля». Видимо, эта сопка была так названа по имеющемуся на ней жертвеннику.
Вернувшись, мы еще долго сидели в кабинете у Дмитрия Петровича и говорили о проблемах обучения и воспитания в чукотских школах, а загадочных кереках. После он показал мне интересный и оригинальный колчан с комплектом стрел с костяными и железными наконечниками. По богатой вышивке и орнаменту было видно, что это корякская работа. Хранился он у чукчи Коравье, однофамильце директора, жившего в верховьях реки Хатырки, как семейная реликвия и память тех времен, когда только начинали налаживаться хорошие отношения чукчей с коряками. В колчане находилось двадцать стрел, пятнадцать с сохранившимися наконечниками. Два наконечника были сделаны целиком из оленьего рога, три комбинированные из железа и кости и остальные железные. Наконечники имеют различную форму. Одни четырехгранные, другие листовидные, с острым режущим металлическим вкладышем, и совершенно тупые, закругленные. Назначение многих стрел было непонятным. Чтобы наконечники не тупились и не прорезали колчан, для них сшиты аккуратные чехольчики. ПО материалу, из которого был изготовлен колчан, и наличию в орнаменте шелковых ниток и бус можно предположить, что он относится примерно к середине XIX века, когда к чукчам и корякам стали поступать русские товары. Дмитрий Петрович подарил колчан нашему институту. И вообще он с большим интересом отнесся к нашим поискам, старался помочь. Так, он выделил нам в проводники керека Ивана Уваыргина – школьного кочегара.

По документам сельского Совета я не смог выявить точную численность кереков, все были записаны чукчами, и лишь с помощью Дмитрия Петровича, местных учителей мне удалось записать десять имен. А вообще в Хатырке кереки настолько ассимилировались, что память о них становится легендой, преданием.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 комментарий

  1. Наташа! Поздравляю с наступающими праздниками!
    Пусть Новый Год и Рождество пройдут у тебя блистательно
    И в наступающем году все будет замечательно!
    Желаю тебе здоровья, сил, добра, благополучия!
    Пусть впереди ждет фейерверк хорошего и лучшего!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу