Google ____________________________________________________________________

Эныпчеран – жилище касаток. В.Леонтьев.
По земле древних кереков.

По земле древних кереков. В.Леонтьев.Еще в первую встречу я узнал от кереков и мейныпильгынцев, что в скалах озера Пекульнейского есть пещеры, где скрывались кереки во время межплеменных войн. Нам интересно было обследовать их. Но старики сказали, что есть пещеры и у сопки Эныпчеран – «жилище касаток». Меня заинтриговало название сопки. По древним представлениям чукчей касатка – это оборотень. Летом она, как морское животное, обитает в море, а зимой превращается в волка. Даже чукотские слова «и’ны» - «волк» и «и’ныпчик» - «касатка» имеют одну основу «и’н», а к слову «касатка» добавлена еще основа «-пчик’», что в буквальном переводе означает «волк-птица». Этот оборотень считался добрым существом. Он помогал морским охотникам подгонять к берегу китов и моржей, а в тундре – охотникам на диких оленей загонять стада в ущелья.

Мы решили осмотреть это место, тем более, что оно было недалеко. Проводником решила пойти с нами Вера Иунеут.

Отправились в путь только в восемь вечера. Еще находясь здесь в 1970 году, я хорошо изучил устье протоки, соединяющей два озера, и потому уверенно вел «прогресс». И вдруг у самого входа в протоку лодка наскочила на отмель. Оказывается, за два года фарватер устья сместился ближе к левому берегу. Мы с Эдуардом протащили лодку по отмели и вывели ее на глубину. Через некоторое время вырвались на простор широкой излучины, где на левом берегу стояли два домика и пять яранг, а на правом виднелись вешала с красной юколой и две большие яранги. И здесь произошли изменения. Раньше яранги Рырольтота – отца Веры Иунеут и ее дяди Ранавтагина стояли на большом холме в километре от реки, сейчас же их перенесли на высокий бугор к самому берегу.

К яранге Рырольтота я и направил свой «Прогресс». У самой воды стоял высокий, жилистый старик. Это и был Рырольтот. Рядом с ним сидела на корточках мать Веры Старая Гыргольнаут. Тут же бегали ребятишки и с любопытством посматривали на красивую лодку.

- Аа-а, како-о-мэй! – удивился Рырольтот и долго тряс мне руку. – Нэмэ етий! Снова приехал!

- Ии, да-а! – ответил я и представил ему своего помощника Эдуарда.

11 августа. Суббота.
Утро выдалось пасмурное. Низкая густая облачность, мелкий моросящий дождь и юго-восточный ветер, который не менял своего направления с тех пор, как мы приехали в Мейныпиьгыно. Я вначале было заколебался ехать в такую погоду, но мои спутники уже настроились в дорогу. Вера подбирала себе легкие торбаса, Гыргольнаут разминала после сушки мягкие чижи старику. И я отправился готовить мотор.

Двадцать минут нам хватило, чтобы пересечь озеро Ваамочка Вторая. И лишь один раз на полном ходу врезались в рощу подводных трав, после чего пришлось долго чистить винт. Рырольтот хорошо знал озеро и все устья впадающих рек и речушек, а их было множество. Не случайно это озероназвано по-чукотски Ваамьёчгын – «сборище рек». Старик уверенно показывал мне путь. Обогнув длинную узкую косу, мы наконец-то вошли в устье реки Кууль. Впоследствии выяснилось, что это не река, а протока. Она была сравнительно широкой, но так заросла водорослями, что трудно было понять, где русло протоки, а где старицы и озера. Даже Рырольтот удивлялся, когда, войдя в излучину, мы делали полный груг и снова выходили на протоку. Вода черная и густо насыщена гумусом. Водоросли со дна поднимаются на поверхность, цепляются за днище и большими косами наматываются на винт. Приходилосьь не раз глушить «Вихрь» и освобождать винт из плена. И чем дальше мы продвигались, тем чаще делали подобную процедуру. Рырольтот уверял меня, что протока везде глубокая и на веслах они еще дальше проходили.

- На «Прогрессе» идти на веслах, все равно что тренироваться в гребле на суше, - сказал я стариккку.

- А-а, ии! – согласился он, не поняв моей шутки. Затем Рырольтот показал на небольшую сопочку в широком распадке гор, чуть видневшуюся сквозь завесу тумана и мелко сеющего дождя.

- Очень близко отсюда, пешком дойти можно, - пояснил он.

По каменистым пологим склонам сопок идти было легко. Рырольтот прихватил с собой сумку для мухоморов и просил нас смотреть в оба. Теперь мы поняли, почему он так охотно пошел с нами. Старики еще не отвыкли от старой вредной традиции и по-прежнему жуют мухоморы, от которых потом впадают в состояние крепкого опьянения. Уют их обязательно нечетным числом: по три, пять, а для мужчин девять мухоморов. В прошлом мухоморы жевали шаманы перед совершением какого-либо таинственного обряда, употребляли его для храбрости чукотские и корякские воины перед битвой. Так, в чукотском предании об эрмечине Лявтылевалине-Повелевающем Кивком Головы все совершают обряд поклонения духам мухоморов и после едят их, чтобы душа воина стала сильной.

Хотя ибыла мухоморная пора, но они что-то не попадались нам. Рырольтот сразу потерял интерес к нашей экскурсии, сказал, что устал и подождет нас в распадке.

Вскоре мы увидели сопочку правильной конической формы, обильно покрытую с южной стороны ольхой. У ее подножия бежал бурый ручей, ударяясь оо груду серовато-белых камней – коренные выходы небольшого поля моноквацитов. Эта сопочка и носила название Эныпчеран. Ни о каких пещерах здесь не могла быть и речи. И все же мы продолжали поиски. Осмотрели северную, более чистую от кустарника часть сопки. Каких-либо тектонических разрывов, ослабленных, легко размываемых участков пород, за счет которых могли образоваться пещеры, не обнаружили. Правда, в груде серовато-белых камней были естественные углубления, которые и могли быть пристанищем для волков. Возможно, здесь когда-то было волчье логово, но, откуда возникло название Эныпчеран, непонятно.

На обратном пути мы застали Рырольтота на прежнем месте. Старик, полулежа, курил сигарету. Присели отдохнуть и мы. Разговаривая, я невольно обратил внимание на разбросанные куски резины.

- Откуда они могли взяться? – удивился я.

Рырольтот молчал. Вера Ивановна прмерила обрезки резины к сапогам старика и рассмеялась. Оказывается, пока мы ходили, Рырольтот «совершенствовал» свои резиновые сапоги. Чтобы они стали лекче, он срезал с них ранты и каблуки, отчего сапоги ччделались совершенно плоскими. Но они его вполне устраивали. Мы дружно расхохотались Рассмеялся и старик, довольный, что вызвал общее веселье.

- Почему же называют эту сопку «Эныпчеран»? – допытывался я у старика.

- Давно-давно здесь было море, и об эту скалу бились волны, - коротко объяснил мне Рырольтот.

А ведь старик прав. Вероятно, еще в эпоху голоцена, около шести тысяч лет тому назад, море затопило низменные берега и проникло к подножию гор, образовав извилистую береговую линию. Озера Пекульнейское и две Ваамочки были тогда заливами. Течение постепенно выровняло берег и образовались косы, на которых стоят сейчас рыбалки Куэт и Мейныпильгыно. Но откуда мог сделать свои умозаключения, встречая признаки моря на земле. Возможно, не напрасно чукчи не называют озера Пекульнейское и Ваамочки словом «гытгын» - «озеро», а словом «куйным» - «залив», «бухта»…






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу