Google ____________________________________________________________________

В Рытгылвээмской впадине. В.Леонтьев.
Хатырка. Опука.

Хатырка. Опука. В.Леонтьев.И вот 21 мая с геологами-тектонистами, с вездеходом – второй уже был на месте – и лодкой «Прогресс» мы приземляемся в Шахтерском, бывшем районном центре Анадырского района. Как всегда, вначале обосновываемся на «мерзлотке», но постепенно весь груз перемещаем на «горку», где располагалась основная база геологов-нефтяников, которые обещали помочь нам заброситься в тундру.

Авиация – надежный и удобный вид транспорта, но и на ее пути встают иногда непредвиденные препятствия. Так случилось и на этот раз: то нет погоды там, куда нам надо лететь, то улучшится погода – нет вертолета. Две недели подряд ровно к девяти утра мы поднимаемся на «горку», сидим и терпеливо ждем в конторе геологов. И когда нам объявляют, что все рейсы на сегодня откладываются, а это всегда случалось к концу рабочего дня, мы, грустные, спускаемся вниз, в гостиницу. Нам уже стало неудобно показываться на глаза начальнику нефтеразведки, моему однофамильцу Леонтьеву Владимиру Александровичу, который и так был озабочен массой текущих и срочных дел, связанных с заброской в тундру нефтяников, оборудования, вывозом смен и всякими чрезвычайными происшествиями. Мы понимали его и старались не беспокоить, но все же иногда набирались смелости, стучали в дверь и заходили к нему.

- Ну и что я могу сделать, ребята, - сочувственно вздыхал он. – Сегодня выдалась погода, но пришлось вывозить смену с отдаленной буровой – с ней больше месяца не было связи. Потерпите немного, вывезем и вас. – Мы понимающе кивали головами и возвращались в гостиницу.

И вдруг 3 июня, увидев нас в коридоре, он пригласил к себе в кабинет и весело сказал:

- пришел Ми-6, а у нас нет для него полной загрузки. Загрузите?

- Даже с лишком, - в один голос ответили мы со Станиславам.

- Тогда быстро. Машина в вашем распоряжении.

Утомившись от безделья и ожидания, наши ребята, как подстегнутые, сорвались с места. Через полчаса весь груз был на взлетной площадке. Но и здесь возникло препятствие: вертолет планировался на буровую вышку, где была хорошая погода, мы же летели в сторону недосягаемой Хатырки. Летчики заупрямились. Мы со Станиславом с трудом убедили командира вертолета в том, что Рытгылвээмская впадина – это не Хатырка, не побережье, а тундра, где стоит хорошая погода, есть удобная естественная площадка для посадки.

- Смотрите! – предупредил нас командир. – Вынужденное возвращение отнесу за ваш счет.

- Согласны!

Двенадцать бочек бензина, лодка, моторы и полторы тонны продуктов были тут же погружены чрево вертолета. Взмыленные, уставшие, но счастливые, сели и мы.

Ровно гудят над головой двигатели, машина ритмично подрагивает. Идем долиной реки Великая. По-чукотски она называется Мейн’ывээм – «большая река». Есть и другое название – Йуйапкин, но, что значит это слово и какому языку оно принадлежит, пока установить не удалось, хотя по своему морфологическому признаку оно близко к керекскому. Весна в полном разгаре. Реки пробили свои русла и, блестя извилистыми ленточками, бежали по бурой пятнистой тундре. Я с тревогой гляжу вниз. Станислав сидит по правому борту и тоже не сводит глаз с тундры. Наше беспокойство объяснимо. Ознакомившись с обстановкой полетов в Шахтерском, мы поняли, что перебросить два вездехода по воздуху к месту работ будет нелегко, поэтому решили отправить их своим ходом по весенней раскисающей тундре. Старшим пошел Леонид Красный, проводником – мой надежный и верный спутник Эдуард Гунченко. Вездеходы вышли 25 мая, но до сих пор никаких вестей от них не было. Хотя сейчас чукотская тундра – это уже не белое безмолвие с редкими отдаленными стойбищами оленеводов, а ожившая и заговорившая земля. По всей Анадырской впадине стоят буровые вышки, работают партии геологов, движутся тракторные санные поезда, ревут вездеходы оленеводов, гудят в воздухе вертолеты. Но все равно на душе было тревожно.

- Кто из вас старший? – услышал я сквозь гул мотора. – Надо показать место посадки.

- Он, - кивнул я летчику на Станислава.

Станислав скрылся в кабине. Вскоре вертолет снизился и сделал разведывательный круг, выискивая точку приземления. Внизу простиралась ровная долина, блестели речки Рытгылвээм, Спокойная, ярко белело еще не вскрывшееся озерко и контрастно зеленела от кедрача маленькая сопочка с ровной как стол вершиной. У ее подножия стоял длинный дом, виднелись еще какие-то постройки, а рядом с домом – вездеход. «Где же второй?» - встревожился я.

Вертолет завис и стал плавно снижаться в трехстах метрах от дома. Потоки воздуха сорвали с тундры и понесли в разные стороны засохшие кусты, траву и листья. Вдруг я увидел, как рухнул на землю остов кочевой яранги, полетели, как веточки, в разные стороны стойки и жерди, покатился новенький эмалированный таз, подпрыгивая на кочках, понеслись кожаные сумки, меховые штаны. Ми-6 сел. Еще долго вращались лопасти винта.

Эта маленькая сценка напомнила мне чукотскую сказку про орла-великана. «Увидел орел-великан ярангу. Моржовая шкура – «репальгин» прижата ремнями и каменными отвесами. Почти до самой земли свисают большие тяжелые камни на ремнях. Подлетел орел, стал садиться и взмахами крыльев сдул ярангу. Камни-отвесы далеко в сторону отлетели вместе с покрышкой – «ретемом». Еще в древности человек представлял себе, какая сила таится в крыльях.

- Поздравляю, - обратился к нам командир вертолета, - вы оказались правы. Место действительно хорошее для посадки. Возьмем на заметку.

- Спасибо и вам, - поблагодарили мы.

- Вот только ярангу при посадке разрушили, - сказал я.

- Так что же вы не предупредили! Мы бы сели чуть в сторонке, площадка большая, - встревожился командир.

- Да мы и сами не заметили ее сверху.

К вертолету, с подстриженной под нулевку головой, обветренный и загорелый, спешил Леня Красный, за ним шагал Эдуард, чуть дальше шли два пастуха.

- Где вездеход? – был первый вопрос Станислава.

- Там, в тундре, помогает оленеводам, - ответил Леня и крепко пожал нам руки.

На душе стало спокойно и радостно от того, что вездеходы на месте, что над нами голубое без единого облачка небо и что мы наконец-то при деле.

К нам подошли пастухи. Оказалось, что они из бригады Сергея Чейвутегина совхоза «Дружба» Мейныпильгынского сельсовета. Они узнали меня, радостно пожали руку, и охотно взялись помогать нам сгружать вещи из вертолета.

- Как же быть с ярангой? – спросил я их.

- Аа, мачынан, пусть, потом соберем, - без всякой обиды сказали пастухи. Им было приятно, что прилетел вертолет, а с ним прибыли новые люди.

Снова взревели двигатели, и вертолет на некоторое время завис в воздухе, а потом поднялся ввысь синего рытгылвээмского неба. С ним улетел и Станислав Бялобжеский за следующей партией груза и двумя геологами. Мы пошли на базу.

По-разному разрешается сейчас в округе проблема труда и быта чукотских оленеводов. На путях движения стад строятся домики, где оленеводы могли бы жить. Для перекочевок выделяют вездеходы, тракторы. На пересечении маршрутов оленеводческих бригад создаются перевалочные базы, где предусматривается большой дом с жилыми помещениями, кухней, пекарней, комнатой отдыха. Вот такую базу и создал совхоз «Дружба» в Рытгылвээмской впадине. Заветует всем этим хозяйством Саша Рьянов, который живет здесь с женой и сыном Маратом.

Дом расположился у подножия маленькой сопочки Рытгыл, что значит «переносица». Склоны ее густо поросли кедровым стлаником, который служит ценным топливом для оленеводов. От этой сопочки получили свои названия река Рытгылвээм, приток Хатырки, и сама впадина. Рядом с домом стоял склад для продуктов и чуть в стороне – гараж для тракторов и вездеходов, прибывающих из поселка. Дальше у обрывистого берега чистого глубокого озерка виднелась небольшая баня. Совхоз очень удачно выбрал место для перевалочной базы. Долина окружена высокими сопками, большую часть года здесь стоит хорошая солнечная погода, а зимой почти не бывает пург.

Когда прибыли вездеходы, то на базе, кроме семьи Рьянова, никто не жил. Саша с радушием встретил геологов и разместил их в пустующем доме. Сами же оленеводы жили в трех ярангах, стоявших на сухом бугорке, в одном километре от базы. Невольно задумываешься. Ведь сделано большое и нужное дело, созданы все условия для оленеводов, выстроен хороший добротный дом со всеми удобствами, но пастухи предпочитают жить в ярангах, где тот же кочевой чукотский быт. Значит, дома и базы строятся пока без учета производственных и бытовых особенностей оленеводческого хозяйства. Пастухи по-прежнему пользуются своей чукотской меховой одеждой и обувью, из продымленных оленьих шкур шьют ноские непромокаемые штаны и кухлянки, вялят мясо, изготавливают ремни, выделывают традиционным способом шкуры для пошива одежды пастухам.

На современных же базах условия для всех этих бытовых занятий не предусмотрены, к тому же старый уклад, связанный с кочевым образом жизни, консервативен и меняется не так-то быстро, нужна привычка, адаптация к новому быту.

С бригадиром Сергеем Чейвутегиным я познакомился еще летом 1971 года на озере Ваамочка. Он ежегодно в этой впадине выпасает стадо в период отела. Места эти ему хорошо знакомы с детства.

Сергей худощавый, небольшого роста, очень подвижный. Неутомимый ходок, как о нем говорят. Не зря отец Вагры дал ему имя Чейвутегин, что значит – «ходящий». «В стаде руки не нужны – нужны ноги» - говорит чукотская пословица. Это так. Но без рук в стаде тое плохо. А у Сергея и ноги быстрые, и руки ловкие, и к тому же богатый опыт, унаследованный от отца.

Зима 1971 года в Беринговском районе выдалась с сильными гололедами. На помощь была брошена вся техника округа. Вертолеты разведывали свободные от гололеда пастбища, пробовали забрасывать сено и биокорма, вездеходы помогали оленеводам делать дальние перекочевки. Но природа оказалась сильнее. Совхозные стада понесли тогда значительные потери. Олени не могли пробить копытами крепкую ледовую корку, разбивали ноги, падали от истощения и погибали. Однако Чейвутегин сумел в ту страшную зиму вывести свое стадо на хорошие пастбища и сохранить основное поголовье. С этого года он постоянно держал первенство среди совхозных бригад. Труд бригадира был оценен высокой наградой – орденом Ленина и орденом «Знак Почета».

Мы прибыли в самое трудное для пастухов время, когда важенки с новорожденными телятами выпасались отдельно от всего стада. Бригада была разбита на две группы, и пастухам приходилось дежурить и в том и в другом стаде.

На базу, к своим ярангам, они приходили на отдых. Отдохнут сутки и снова к стаду.

- Трудно сейчас вам на два фронта работать? – спросил я Сергея.

- Конечно, тяжело, но продержимся. Дня через два-три объединим стадо, больше сил будет, а кончатся занятия в школах – ученики подъедут. Хорошая помощь будет…

Я не знал тогда, что беседую с будущим делегатом XXV съезда Коммунистической партии Сергеем Ивановичем Чейвутегиным.






НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу