Ложусь почитать еще немного – английский.
Уралахские маршруты (28). Эдуард Морозов.
2/10-62
Наконец прекратилась пурга. Утром в 8 ходил на охоту. Видел большое количество следов куропаток и горностаев. Но куропаток так и не увидел. Очень много интересных следов. Так, вчера на охоту ходил Сергей, я шел по его следам. В одном месте на опушке густого леса Серега пересек следы куропатки, уходившие в лес, и тут же я увидел куропачьи следы, пересекавшие следы Сергея. Я прошел по этим следам в лес и понял, что это следы одной и той же куропатки, которая при появлении Сергея зашла в лес, а затем снова вышла.
Пришел домой. Все еще спали. Сильно замерзли ноги.
Сел клеить в полевые книжки фотографии – вчера печатал с Гришей. Вдруг прибегает Усик (Аркадий) и кричит, что куропатки возле бани. И не пропускают его к палаткам. Мы с Сергеем, конечно, моментально кинулись с ружьями на защиту Аркадия, но куропатки при нашем появлении улетели. Мы долго еще их преследовали, но я убил всего одну влет. Они нас близко не подпускали. Увидев куропатку, Виктор взял ружье и пошел вверх по Уралаху, куда я ходил утром. Через полчаса вернулся с двумя большими серыми утками.
Вчера утром передал две радиограммы – одну Пупыреву о расчете Володи Зиновьева, вторую Савченко о том, что работы кончаем 7-го и просим нас выбросить 8-го. Продуктов у нас осталось очень мало. Сегодня открыли последнюю банку тушенки. Есть еще немного сушенной картошки и килограммов 12 гороха. Из жиров есть 5 литров растительного масла. Хлеба осталось три булки. Так что продуктов с натяжкой хватит лишь до восьмого. Что будем делать, если придется ждать вертолет несколько недель? Так что охота для нас имеет значительный практический интерес. Но, по-видимому, куропаток здесь немного и придется поддаться на уговоры Сергея и сходить на Нулямням (20 км) за баранами. Но это в крайнем случае.
Вчера, когда мы уже лежали в мешках и читали с Витькой англо-русский словарь, зашел Гриша и прочел нам послание Жарову. Кое-что в нем написано толково. Гриша получил письмо от мамы, она пишет, что в середине сентября по телевизору была передача, посвященная нашей партии. Тоже дело рук Сашки.
3.10-62
Утром связался с РКРЩ, он для меня ничего не имеет. Но зато слышал, как Джелали сообщал своим партиям, что пока вертолета нет. Чувствую, что придется долго сидеть в ожидании вертушки. Продуктов на три-четыре дня. Завтра отправлю Аркадия, Сергея и Гришу в Чолбанью. Гриша уедет в Сусуман – нужно вернуться в институт. Аркадий с Сергеем должны принести сахар, рис и муку. Сижу, оформляю документы бухгалтерской отчетности, чтоб завтра их отправить с Гришей.
4.10-62
РКРЩ снова для меня ничего не имеет. В 11 ушли ребята в Чолбанью, должны вернуться 6-го под вечер. Сегодня они будут ночевать в пустующих сейчас домиках старателей на Желанном. На всякий случай взяли с собой собачий мешок Сергея. Если можно будет ночевать и без мешка, то завтра, когда пойдут в Чолбанью, Гриша заберет его в Магадан, а ребята купят 10 килограммов муки, 5 килограммов риса и столько же сахара, спичек и сигарет и завтра же вечером вернутся в Желанный. Там переночуют и послезавтра придут на базу. Только бы погода не подвела. Что-то на небе появляются тонкие облака. Но при таком морозе, 26,5 градуса, пурги не должно быть.
С Гришей отправил Георгию Филипповичу табели, справки забора и протоколы тарифно-квалификационной комиссии. Сегодня утром, когда вышел посмотреть температуру, увидел перелетающих куропаток, сказал Виктору и Сергею, но им лень вылазить из мешков, а мне некогда – нужно идти на сеанс связи в оставленную палатку, где передающая антенна. После связи Виктор пошел минут на 15 и принес одну куропатку. Только что он ушел еще раз. Нас на базе осталось трое – Герасимович, Виктор и я. Решили устроить шикарный обед с остатками лапши. Сварили суп с куропатками. И вот сейчас Виктор осуществляет наименее трудную часть этого мероприятия – добывает куропаток.
Ужасно не хочется камералить. Предвкушаю муки управленческой зимы.
4/10-62 21.30
Еще день прошел. Под вечер ходил на охоту. Видел много лунок, в которых куропатки ночевали. Но нашел их на деревьях, это к похолоданию. Убил две штуки.
30/10-62 Магадан
Вчера, наконец, вернулись в экспедицию. Необходимо рассказать о последних днях нахождения в поле.
Морозы уже достигали 30 градусов, снег лежал выше колен. Поэтому ходить в Чолбанью не рисковали, тянули продукты, как могли. Питались не больше одного-двух раз в день. Куропаток давно уже разогнали из досягаемого пространства. Затем какое-то время ели ворон – они ничего, но только костлявые - мало мяса. Но вскоре и они отлетели от нас подальше. Благо в домике было тепло. На связь по-прежнему приходилось ходить в палатку, где была мощная передающая антенна, неся с собой радиостанцию РБМ и коробку с батареями к ней. Часто, если моя очередь на связи затягивалась на час и более, батареи (и я) успевали замерзнуть и сеанс срывался.
День стал заметно короче, но в полдень неистово слепило солнце, смотреть на заснеженные окрестности было невозможно. Глаза заматывали шарфиками, чтобы волокно снизило яркость, и можно было бы различать полутона между черным и белым.
26-го, наконец, вылетели в Сусуман пятью рейсами вертолета:
Утром РКРЩ сообщил, что вчера вечером на разнарядке в аэропорту нас поставили на сегодня в план. Мы кинулись упаковывать остатки продуктов, вещи, полевые материалы – книжки, дневники, журналы, ведомости, карты, контактную печать и т.п. Все это дела¬лось с тщательным просчетом с последующими записями в акте.
В разгар этого процесса, обостренный трехмесячным трезвым образом жизни, слух Герасимыча уловил комариное гудение, которое через несколько минут прекратилось. И вдруг вскоре из-за сопки с ревом выскочил МИ-4. Сделав круг, вертолет, взметнув облако снега, осторожно опустился на отмеченную флажками площадку. После загрузки его громоздким, но легким полевым снаряжением втиснули еще и Виктора с Сергеем.
Вертолет улетел, а мы, оставшись втроем, начали лихорадочно подтаскивать очередную порцию в 700 кг, соизмеряя вес с допустимым объемом. Все таки МИ-4 или «Бешенный пес», как его во Вьетнаме прозвали американцы, был спроектирован боевым, где малый объем предпочтителен. К тому же в центре салона на полозьях стояла алюминиевая кубовая бочка. Кстати, его создали невероятно быстро: с момента начала проектирования до испытания первых машин не прошло и полугода.
Всего под молчаливо осуждающими и торопящими взглядами летунов мы погрузили пять бортов, почти ничего не забыв. Пришлось с сожалением бросить передающую антенну типа «наклонный луч» - метров 50 медного антенного канатика с великолепными изоляторами (некогда было снимать), чистую бумагу, прогоревшие жестяные печки, ручное точило, сделанное из шурфовочного вентилятора, несколько ящиков бутылок, фанеру, Гришины БАСовки (все равно до следующего сезона выйдут из строя) и т.п. Сознательно в домике на видном месте оставили немного продуктов, спички, чайник, кастрюльку. Кому-то могут очень пригодиться. Успели даже заколотить гвоздем дверь. Устали настолько, что обошлось без обычных ритуальных залпов и короткого прощального молчания. Что действительно плохо, так это то, что не убрали ловчие петли, а их вокруг базы наставили штук тридцать - сорок. Правда, в последнее время в них ничего не попадало.
Пришлось ночевать в гостинице. Груз оставили на попечение аэропортовских сторожей. Слава богу, не забыл вернуть долг - оставшиеся полтора мешка овса председателю колхоза «Сусуман», который месяц тому назад очень нас выручил мешком овса.
В Сусумане мы пробыли два дня – необходимо было съездить в Нексикан, завершить отношения с радистом: рассчитаться за телеграммы, отправленные им через минсвязь, и сделать запись в дежурном журнале о том, что наша станция прекращает с сегодняшнего числа работу. Кроме того, рассказал начальнику БерГРУ Ниорадзе о геологических результатах полевого сезона, поблагодарил за помощь, оказанную его экспедицией в радиосвязи, транспорте, лаборатории. Попрощался с Гуреевыми.
29-го легко зафрахтовали в Берелехской автобазе одну из крытых грузовых Татр, которые идут порожняком в Магадан за продуктами и другим грузом, без происшествий и потерь загрузились. И вот мы в Магадане.
Скачать аудиокнигу "Уралахские маршруты" можно, заполнив форму подписки справа.
Скачать текст-книгу можно, заполнив форму ниже