Google ____________________________________________________________________

...чтоб договорился с Колчиным о машинах на 17-тое.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.29/9-62

За стенкой идет спор между Гришей и Виктором: какой смысл слушать иностранные песни, если ничего не понимаешь.

Да, так я закончил писать на 13-ом сентября. 14-го мы вышли около 4 часов дня, причем Виктор предлагал выйти 16-го или, в крайнем случае, 15-го («Дойдем за день»).

Утром перед выходом каркали вороны. Вспомнил, что это к снегу. К семи часам вечера мы вполне благополучно подошли к устью Желанного (прошли 15 километров). Рассчитывали переночевать в домике сенокосчиков. Мы знали, что их уже там нет. К нашему огорчению мы увидели, что из трубы идет дым.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Оказалось, что в домике ночевали три охотника – старателя с ручья Желанного. Ничего не поделаешь, пришлось в темноте ставить палатку, причем, начинался дождь. Лошадей привязали к стогу.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Утром проснулись, палатка сильно провисла под тяжестью снега. На дворе метель. Ежась, завьючили лошадей и часов в 12 двинулись. Целый день шагали то по речке, которую через сто-двести метров приходилось переходить, то по болоту. Болото довольно топкое, часто лошади проваливались по брюхо и дважды мерин и Балерина проваливались так глубоко, что их приходилось развьючивать, хвататься всем за хвост, гриву, крючья седла и тащить. При этом мы сами проваливались в жижу выше колен – и, само собой разумеется, что в сапогах после этого было мокро и гадко.

Особенно тяжело было идти мерину и Балерине. Мерину – потому, что он тащил мотопомпу, весящую около 70 килограммов и, чтобы ее уравновесить, на второй бок ему пришлось подцепить такой же груз. Балерина же слаба из-за старости. И мы ее соответственно загрузили только спальными мешками и палаткой. Но и этого для нее оказалось много. К концу пути ее шатало из стороны в сторону. Часто приходилось останавливаться, чтобы перевьючить лошадей.

Шли так: я впереди выбирал дорогу, но практически тащился куда глаза глядят, за мной Сергей тащил старую красную кобылу, за которой была привязана молодая лошадь. За кобылами плелся Витька, за ним самостоятельно шла Балерина с жеребенком, причем, Балерина сама выбирала дорогу, иногда более удачную, чем мы. За Балериной, значительно отстав, плелся мерин, подгоняемый Олегом. Мерин выглядел грандиозно: с одного бока был привязан красный блок мотопомпы, слева куча брезентов и ящик с инструментом, на привьюке - вьючная сума с продуктами и посудой, а над ней – мешок, в котором была печка с трубами.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Весь день летели косяки гусей и уток. Один косяк проле¬тел очень низко. Но не стреляли, так как думали, что они сядут. К вечеру пришлось в темноте ночевать в трех километрах от Сусумана на островке среди болот. Ветками смели снег и поставили палатку. Дров сухих не было и поэтому мы так толком и не согрелись. Чтоб лошади не разбежались, на ночь привязали старую кобылу и Балерину. Им скормили мешок сена, который мы с Серегой набили на последней ночевке, (этот мешок также был привьючен к мерину). Балеринин жеребенок дрожал, и мы его укрыли потником.

Утром небо было чистое и мороз достиг минус 15. Лошади выглядели жалко, мы очевидно тоже. Часам к 12 развьючились на аэродроме.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.С собой взяли пол-мешка овса – больше некуда было вьючить. И вот лошадям дали треть овса. Как вспомнил я, овес-то мы не вьючили, а рассыпали по рюкзакам. Всего принесли килограммов 40. И вот треть сразу же скормили лошадям. Потом их спутали и отпустили на болото, которое за аэродромом.
Наутро – это уже 17-е – пошел звонить Савченко. Конечно, как и следовало ожидать, узнал, что машину Колчин не вышлет. Савченко рекомендовал обратиться в райком партии за помощью. Я позвонил в Нексикан начальнику БерГРУ Ниорадзе. Он посочувствовал, сказал, что нужно нас выручать. Но сейчас все машины идут в Магадан за свежей картошкой. А когда вернутся, вероятно, нам дадут одну машину. «Когда это будет, не знаю, не раньше, чем через 3 дня, а вообще поддерживайте связь с Кочиевым, моим заместителем. Он сейчас в Сусумане, в банке».

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Кинулись в банк, по дороге встретили плотного мужчину сред¬них лет в синем китайском пыльнике и шляпе. Сказал Виктору что это скорей всего Кочиев. В банке узнал - это действительно он. Догнали. Кочиев сказал, что как только придет из Спорного полуприцеп, оборудованный для перевозки лошадей, его пришлют за нами. Ему звонить не раньше послезавтра.

Через два дня ни Кочиева, ни Ниорадзе в Нексикане не оказалось: Ниорадзе в Москве, Кочиев на сенокосе. Соединили с гл. инженером Джелали – он ничего не обещает, свои партии, мол, сидят на трассе. Назавтра 20-го поехал в Нексикан на поклон к Джелали. Он сказал, что будет иметь нас в виду – и только. Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Расстроенный пошел к директору колхоза «Сусуман». Тот машины не дал, в конюшни нас тоже не поставил, так как нужно специальное ветеринарное освидетельствование лошадей. Но зато наутро пообещал взаимообразно дать мешок овса.

Утром на такси привезли овес и решили, что если через день-два не будет машины. Виктор с Олегом погонят лошадей в родную конюшню вдоль трассы – 160 километров, а мы с Сергеем будем сами сплавляться по Берелеху до Дебина.

На следующий день позвонил Савченко, но его не застал. Вместо него говорил с Зеленкевичем, попросил, чтоб помогла администрация СВГУ. Позвонил Кочиеву - он только что вернулся и еще не был в курсе дел. Сказал, чтоб позвонили завтра утром. Звоню утром – это уже 22-е суббота. И вдруг – о радость! «Вам машина выслана 20 минут тому назад, встречайте». В 12 пришел полуприцеп. Витька все время говорил, что знает кучу, с которой можно будет грузить лошадей. А я, пижон, не проверил. Оказалось, что куча негодная, пришлось строить шаткое с точки зрения лошадей сооружение из обрезков краденных в аэропорту досок. Лошадей загоняли три часа, особенно намучились с мерином, он, зная свой вес, упорно отказывался лезть в машину, никакие побои даже лопатой не помогли. И только надежда получить миску овса заставила его взойти в машину.

Серый же жеребенок не соблазнился даже овсом. Мы надели на него веревочный аркан, но он от нас убежал, таща за собой одного или даже двух человек. Помогли пять парней, проходивших мимо. Мы все окружили жеребенка, схватили его кто за что и втащили в кузов. Помощь парней мне обошлась дорого. Каждому пришлось дать на бутылку.

С лошадьми уехали Виктор и Олег. Олег от нас увольняется и пока должен заехать к «жене» в Омчак. И там ждать нашей телеграммы, когда мы будем выезжать в Магадан. С собой он взял четыре седла, которые завезет в экспедицию. Виктор должен сдать на Тенькинскую конбазу лошадей по акту и вернуться на этой же машине в Нексикан, а оттуда к нам в Сусуман. Часов в пять ночи в палатке появился Виктор. С Усть-Омчуга он сразу же уехал, акт составил, но не подписал, это утром сделает Олег. Сумы с седлами они тоже оставили где-то на дороге, но там якобы никто не ходит.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.В воскресенье начали сплав. Он был необходим для картирования западной двух километровой полосы территории, которая досягаема только со стороны р. Берелех. Русло у берегов было покрыто льдом. Свободной оказалась лишь полоса шириной с автодорогу. И по ней сплошным потоком шла шуга. В лодке было очень холодно. Но зато какие костры из плавника мы жгли на косах. В каждом костре сгорали десятки, а иногда и сотни кубометров дровишек. Сплав, в конце концов, пришлось прервать – река «стала».

Еще на предпоследней стоянке перед походом в Сусуман мы растянули антенну и в передаче из Магадана в обзоре газет услышали, что «Магаданский комсомолец» продолжает печатать очерк А.Жарова «Геологи». Мы поняли, что это о нас и первым делом на почте купили газеты. Достали только последние два номера, а весь очерк напечатан в пяти номерах. Первые номера прочли в читальном зале.

Очерк нам всем сначала не понравился.

В Сусумане встретил Людку Панову (жену Игоря Гуреева) и Ларису Донцову, обе уже читали в газете о нас.
Позавчера на аэродроме встретил Славку Москвина [геолог ЦКТЭ, товарищ по горным лыжам] с Люси [его жена], они летят из отпуска. Люси вызвали в институт. Славка мне прислал из Москвы письмо на управление с просьбой выслать деньги - приеду, получу его. Вчера неожиданно уломал вертолетчиков, чтобы забросили нас на базу, у них два санзадания, но первое задание отменяется, так как сумасшедший [за которым должны лететь] куда-то сбежал. И второе тоже – нет точного адреса, так как, оказалось, существует два Хатынаха. В темноте вкидываем свои манатки в вертолет, причем удивляемся, как все это довезли лошади. Через 17 минут мы уже на базе.

Это сидение у меня надолго сохранится в памяти, Самое сильное впечатление - от постоянной боязни за лошадей: не подохли бы с голода и не зашли бы на посадочную полосу. А они, как назло, шагают из угла в угол по диагонали посадочной полосы и в них пускают ракеты, на что они совсем не реагируют. Один самолет уже почти сел, и вдруг пилот увидел, что перед ним важно шагает наша лошадиная армада. Пришлось снова взлетать и заходить на следующий круг.
Второе по силе впечатление от шерсти. Мой и Сергея спальные мешки, вспомнив о своем собачьем происхождении, вдруг усиленно начали линять. И все, что бы мы ни ели или пили, начиная от чая и кончая кашей и хлебом с маслом, было полно волос.

Третье воспоминание наше будет о постоянном холоде и мучительных думах, где бы добыть дров.

Дрова сначала воровали с разобранного дома, потом начала мучить совесть и мы разобрали дощатый щит для учебной стрельбы, потом прикатили автомобильный баллон, резали его на куски и жгли. Затем на большой мусорной свалке Виктор нашел три ящика, сожгли их. Потом растаскивали забор, а вчера вновь приступ угрызения совести. Пришлось притащить со штабеля пару досок, очевидно с какой-то бывшей уборной – это мы почувствовали, когда начали ими топить.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.У вертолетчиков узнал, что ресурс у вертолета всего на 30 часов и что надежды на то, что нас вывезут пятого, слабые. Поэтому решил отправить в Магадан Сергеевых (благо им нужно сдавать вступительные экзамены в заочный институт). Отправил в целях уменьшения едоков – осталось всего четыре банки тушенки, килограмма полтора сливочного масла и пять литров подсолнечного масла и килограммов 15 гороха. Кроме этого я привез 15 килограм¬мов муки и сегодня из нее выпекли 13 булок хлеба. Правда, у них еще было 9 куропаток и одна утка. Но их за вчера и сегодня съели. Так что если не будет охоты, нам придется припухать. Пока собирались Сергеевы, попросился отправить его в Магадан и Володя. Я его отправил с удовольствием, так как он страшный лодырь.
Только одно меня смущает – я не отправил с ним его расчет и заборную ведомость. Придется в понедельник передать радиограммой. Володя с собой забрал собаку. Пока мы были в Сусумане, наши перебрались в бревенчатый полуразрушенный дом и после ремонта устроились довольно хорошо, в двух комнатах площадью по 6 – 7 квадратных метров и тамбуром. В одной рабочие и Гриша, в другой Сергеевы. Комнаты разделены бревенчатой стеной с пустым дверным проемом. Естественно в звуковом отношении они не были преградой и даже иногда кажется, что наоборот. Сейчас мы с Виктором живем в комнате Сергеевых. У рабочих стоит приемник, но музыку и речь слышно так, как будто сидишь возле него.

Вчера подсчитал остатки продуктов, осталось очень мало.

Уралахские маршруты (27). Эдуард Морозов.Сегодня с Виктором начали планомерно обрабатывать полевые книжки, что не всегда удавалось делать в разгар сезона. Рабочие с Гришей заготавливали дрова и топили баню. Потом были стирка и мытье с паром. Потом Сергей ходил за куропатками, но ни одной не убил – пурга. Сейчас начало первого ночи. Сергей крутит приемник, слушает музыку, остальные, кажется, спят. Во всяком случае, Виктор спит поверх мешка. В комнате очень жарко. После палатки в доме невыносимо душно и вчера мы всю ночь плохо спали. Я уснул около часу ночи, читал книгу. Проснулся в три. Смотрю, сидит Виктор и читает - в одной руке книга, в другой карманный фонарик. Я встал в восемь – сегодня упаковывали часть груза к отправке. Ложусь почитать еще немного – английский.

Начало

Продолжение

Скачать аудиокнигу "Уралахские маршруты" можно, заполнив форму подписки справа.

Скачать текст-книгу можно, заполнив форму ниже



НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу