Google ____________________________________________________________________

Воспоминания. Эдуард Морозов....если бы въехали в эту промоину.

Воспоминания. Уралахские маршруты (3).
Эдуард Морозов.

Далее, проехав без приключений 200 километров по Тенькинской трассе, не останавливаясь и ночью, а затем километров 40 по зимнику, утром мы оказались на правом берегу Колымы. Ширина русла в этом месте была не менее сотни метров. До цели нашего пути – ороченского колхоза «Оротук» оставалось три-четыре километра. Для того, чтобы в дальнейшем провести полевой сезон нормально, необходимо было груз перебросить через русло и сдать на хранение в склад колхоза.

Когда подъехали, лед на реке еще стоял, но колея зимника была сплошь залита водой вровень со льдом. Виктор подтянул голенища резиновых сапог и пошел на разведку прямо по колее дороги. Видно было, как он все больше погружался в воду, медленно продвигался по колее, ощупывая перед собой палкой дно. Так он прошел по «дороге» до левого берега более чем по колено в воде, затем быстро вернулся по уже изрядно подтаявшему, но еще твердому льду. Оказалось, зимник на всем протяжении поперек реки залит водой примерно сантиметров на шестьдесят. И хотя до нижней кромки льда оставалось еще не менее метра, и такой лед еще мог выдержать вес «Колхиды», в колее были узкие промоины, в которых виднелось галечное дно. Водитель, естественно, не рискнул переправляться на тот берег.

Делать было нечего, и мы начали таскать на себе груз на противоположный берег. Для ускорения переправы накачали пятиместную резиновую лодку. Загрузили ее мешками с продуктами (вес каждого от 50 кг с овсом до 90 кг с рисом) и потянули за веревку по затопленной колее зимника. Успели сделать три или четыре рейса. За это время остальные перетащили оставшийся более легкий груз. Эта переправа заняла более трех часов. День был солнечный, теплый. К середине дня лед сильно подтаял и по его поверхности потекли ручейки. Когда мы уже отдыхали на левом берегу, на правом появилась почтовая машина ГАЗ-63. Шофер вышел, посмотрел на реку, почесал, как водится, затылок и все-таки решил переправиться. Быстро проехал, но не по затопленному зимнику, а в стороне, по льду. Видимо, была срочная почта. Через полчаса вернулся и быстро проскочил по льду обратно. Но за это время количество ручейков сильно увеличилось, и они уже сливались в единый, пока мелкий поток. Лед таял прямо на глазах. И на обратном пути колеса почтовой машины были под водой почти по ступицу.

Уралахские маршруты. Эдуард морозов.Нам повезло, что вскоре на тракторе с санями подъехал председатель колхоза Протопопов. Мы наскоро договорились, что он погрузит и увезет снаряжение к себе на склад. Тюрина и двух рабочих оставили с грузом, чтобы помочь перевезти его в колхоз. Река за это время превратилась в бурный поток.

Все это время наш шофер возился у «Колхиды», снимая вторые скаты у машины и полуприцепа, чтобы было легче ехать по изрядно подтаявшей узкой колее зимника. Затем шофер с трудом развернулся и сумел попасть в старую колею зимника. Пользуясь тем, что лед под водой еще не был нарушен и держался, мы с Виктором кое-как, упираясь шестом в неровности льда и держась за руки для страховки, благополучно перебрели в последний раз Колыму и, помахав Протопопову, мол, «порядок», уехали в Магадан с тем, чтобы через несколько дней с оставшимся отрядом вернуться в Оротук на самолете.

К слову, в селе 68 Протопоповых – всё имеющееся местное население. Это гримасы православного миссионерства, когда несколько веков тому назад пьяненький поп превращал якутов - язычников в христиан и, по-видимому ради шутки, всем дал одну фамилию. Естественно кроме фамилии он дал еще по рубахе и чарке водки (без этого бы не стали креститься).
Следующий запомнившийся эпизод произошел через месяц, когда все работники отряда и поднасобравшийся груз должны были быть переброшены из Магаданского аэропорта «Тринадцатый километр» на «Аннушке» в пос. Оротук, где была четырехсотметровая грунтовая посадочная полоса.

Уралахские маршруты. Эдуард морозов.До последнего момента нам не хватало, по крайней мере, двух рабочих. А это значило, что вместо четырех маршрутных пар будем работать тремя. Третья будет из двух ИТРовцев. И вот, когда машина стояла загруженная, а мы к намеченному часу сходились к ней с личными вещами, появился Виктор, таща за собой хорошо нетрезвого, грязного, рваного, в струпьях и каких-то болячках на лице бича. Я быстренько поверил, что Гаврилыч (фамилию не помню) собственноручно по трезвому написал заявле¬ние о приеме его на работу, и лишь после того еще «добавил» и окончательно ушел в аут.

Пришел в себя он через день, уже на базе отряда в 15 километрах от поселка Оротук, куда нас с грузом на тракторе забросил все тот же Протопопов. Бичара долго молча ходил по базе, пытаясь понять, в какое… он попал. С жизнью его примирили полкружки спирта на праздничном завтраке в честь начала полевого сезона. После этого Витька мне признался, что подобрал его в стеклянном тамбуре центрального гастронома совершенно пьяным.

Уралахские маршруты (3). Эдуард морозов.Мы его сделали (когда отмыли и приодели) рабочим по базе, поваром, ну и каюром. Он был, по крайней мере, вдвое старше любого из нас. Потом зимой мы долго цитировали его любимые выражения: «кавалерическое седло», «у-у-у варваны!…» (лошадям), «у-у-у поносники» (нам, если мы просили сварить кашу). Но он оказался хорошим добрым дядькой. Осенью мы с сожалением расставались с ним.

Продолжение...

Скачать аудиокнигу "Уралахские маршруты" можно, заполнив форму подписки справа.
Скачать текст-книгу можно, заполнив форму ниже


 



НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу