Воспоминания. Уралахские маршруты (2).
Эдуард Морозов.
В 1961 году мы откартировали южную половину листа. Туда вошли долина р.Колымы и высокогорье, образованное Тыэллахским и Мало-Аначагским хребтами.
К сожалению, дневников за этот период пока не нашел. А это был, пожалуй, более интересный сезон. В то поле прошло становление нашего отряда, в дальнейшем переросшего в многофункциональную партию. Тогда мы притирались друг к другу, отрабатывали методику полевой жизни и работы в применении к задачам, стоящим перед отрядом (то, что в институте преподают в курсе полевой геологии). Мы с моим первым помощником и заместителем Виктором Владимировичем Моториным уже имели в активе по паре лет работы в полевых партиях, но то были другие виды работ и совершено другой бытовой устрой.
Отряд был создан в апреле 1961 года со штатом: Лида Каменская – гидрогеолог, Володя Тюрин – техник, Николай Садовник – техник - практикант, студент Магаданского техникума и я – начальник отряда. Через неделю к нам перевели с Камчатки старшим гидрогеологом Виктора Моторина. К началу полевых работ были приняты три молодых рабочих. Для нормальной съемки требовались, по крайней мере, еще один гидрогеолог и два–три конюха.
В деле я оценил Виктора уже через неделю после знакомства. С организацией отряда руководство экспедиции здорово отстало. Теперь нам нужно было срочно, пока держится зимник, забросить в район работ 3-4 тонны снаряжения и продуктов. Ночью еще стояли 10-15 градусные морозы, но днем ярко светило и припекало солнце, появлялись лужи. Последний срок, когда можно еще было надеяться забросить груз по зимнику хотя бы за реку Колыму, был конец апреля.
В первых числах мая мы наконец-то загрузили все наше снаряжение в полуприцеп «Колхиды». В передней части кузова разложили в два слоя спальные мешки. На них лежа разместились Володя Тюрин и еще двое рабочих, накрылись брезентом, чтобы скрыться от бдительного ока автоинспекторов. И вот наконец-то выехали из Магадана. Мы с В. Моториным сидели в кабине и слушали дорожные байки шофера. Эти постоянные разговоры помогли избежать крупной неприятности. Где-то в середине пути, уже к вечеру, дорога полого спускалась под уклон, и в конце спуска мы увидели неширокую лужу, доходящую от правого края до середины дороги. Шофер по своей привычке думать вслух пробормотал: «То ли объехать эту лужу, то ли по ней проехать?». Скорость на спуске была порядочная, и я, беспокоясь больше о наших пассажирах, лежащих в кузове, ответил шоферу, что лучше объехать. Так и сделали. Только миновали эту лужу, увидели справа за кюветом два колеса, метров через десять-пятнадцать еще два колеса, а еще через двадцать метров опрокинутую цистерну. Все это за кюветом в нескольких шагах от дороги. Не останавливаясь, погадали о возможной причине этого происшествия и продолжили свой путь. Километров через двадцать остановились в придорожном поселке у столовой. Пока обедали, водитель отошел поболтать к какому-то знакомому шоферу.
Потом, когда поехали дальше, он рассказал нам о происшествии с опрокинутой цистерной. Оказывается, за полчаса до нас его знакомый шофер ехал на МАЗе с прицепом и проехал по этой луже, которая оказалась глубокой промоиной на дороге, доверху залитой водой. МАЗ проскочил яму, выдержав сильнейший удар, а маленькие колеса прицепа целиком провалились в эту промоину и их сорвало с осей, сначала первую пару, затем вторую. Цистерна упала на раму, вырвала фаркоп и укатилась за обочину. Мы похолодели, ясно представив себе, что было бы с нашей «Колхидой» и особенно с нашими ребятами в кузове, если бы въехали в эту промоину.
Продолжение здесь
Скачать аудиокнигу "Уралахские маршруты" можно, заполнив форму подписки справа.
Скачать текст-книгу можно, заполнив форму ниже