Старожилы Чукотки.
Афанасий Ермилович Дьячков.
Дьячков, родившийся в семье обрусевших казаков в 1852 году, уже в 14 лет изучил письмо и грамоту. Мальчик прислуживал священнику в марковской часовне и в походных миссиях по кочевьям чукчей и эвенов, сам приняв христианство. Но заметив рвение мальчика к науке, учитель отказался давать ему уроки после того, как Афанасий выучил четырехсложные склады. И тогда Дьячков стал ездить на богослужение за 13 километров для самостоятельного изучения славянского чтения, вслушиваясь в пение псаломщика. А с 1883 года Афанасий Дьячков стал учителем в Марковской школе, проводя занятия по расписанию каждый день и каждый год.
В отличие от других школ на Чукотке, в Марковской церковноприходской школе имелось и трудовое обучение: байдарное ремесло и мастерская, которое поддерживалось и властями города и народом. Местные жители впервые научились солить рыбу и мясо, узнали о длительном их хранении в съедобном состоянии. Во всем это есть заслуга, конечно же, Афанасия Ермиловича Дьячкова.
Правда, сам Дьячков не имел хорошего систематического образования, поэтому и ученики после 4-х лет учебы едва ли умели читать и писать по-русски. Но все же Марковская школа была лучшей среди всех школ Чукотки и Камчатки: обеспечение школьными принадлежностями, наглядными пособиями самое лучшее, огромная по тем временам библиотека насчитывала более 1 000 томов.
Кроме призвания учить, Дьячков имел и талант исследователя.
За свою учительскую деятельность он обучил грамоте и письму 115 детей из 300 жителей Марково и окрестных поселков. Это довольно внушительный результат для учителя без систематического образования в воспитание детей Чукотки XIX века.

