История Чукотки XIX века.
Появление русских поселений.
Начало XIX столетия ознаменовалось дальнейшим ростом капиталистических отношений в России.
В целях расширения своих владений дворянство прибегает к захвату и закреплению за собой казенных земель. Сокращение землепользования и угрозы закрепощения побуждают государственных крестьян к переселению в Сибирь. Усиливается приток в северо-восточные области Российской империи и беглых частновладельческих русских крестьян, которые думали найти там спасение от порабощения.
Переселенцы и беглецы селились по всей территории Сибири. К середине XIX века на побережье крупнейших рек нашей области насчитывалось около 30 населенных пунктов, в которых проживало более 600 крестьян и мещан.
Русские люди внесли в суровые земли новые формы в ведении хозяйства, в культуре. Еще первые поселенцы делали попытку внедрить хлебопашество, но хлеб погибал от заморозков. Лишь в некоторых местах Якутии и Охотского побережья было освоено огородничество. Хорошо росли картофель, репа, морковь, редька, капуста, лук. Коренное население Севера впервые познакомилось с этими культурами.
Появились изменения и в расселении племен. Часть населения ассимилировалась с русскими, а часть, перемещаясь по территории Северо-Востока в поисках новых пастбищ для оленей, ассимилируется с другими северными народами.
Особенно интенсивно шло продвижение якутов на Чукотку, чукчей – с Чукотки на запад и юг.
В начале XIX века многие селения на Чукотке были подвержены страшному голоду и болезням. Один из исследователей писал: «Трудно себе представить, до какой степени достигает голод среди здешних народов, существование которых зависит от случая, часто с половины лета люди питаются уже древесной корой и шкурами, до того служившими им постелями и одеждой».
Русское население оказывало посильную помощь местным жителям. Некоторые племена (чуванцы, эвены) начали переселяться в русские поселки. Улучшались отношения между отдельными народностями, произошли изменения в хозяйстве. К правительству стали обращаться чукчи с просьбой об установлении дружественных связей.


Даже не знаю — хорошо это или плохо,с одной стороны, как вы пишите,русские люди внесли в суровые земли новые формы в ведении хозяйства, в культуре, а с другой стороны есть поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.