История Чукотки.
Первые землепроходцы конца XVII начала XVIII вв.
Успехи землепроходцев в открытии и освоении Крайнего Северо-Востока в XVII веке привели к быстрому заселению его русскими. По мере продвижения русских на территории края возникали поселения. Формируется оседлое население с русским бытом и культурой.
Русские землепроходцы привезли с собой предметы обихода и промысла. Смогли усовершенствовать средства охоты, лова, передвижения местного населения. Например, основной тягловой силой в Колымском края была собака. Средством перевозки была нарта. С приходом русских появились легкие нарты-четверки, нарты-турки, нарты-кибитки.
Землепроходцы и промышленные люди устанавливали торговые связи с местным населением, называемые «немые». Русские привозили на берег товар, выкладывали его, а сами уходили. По возвращении через некоторое время, они обнаруживали на том же месте меха местных животных, клыки моржа и другие предметы охоты Севера.. Вскорена реках Колыма, Анадырь организовались ярмарки.
Под влияние русских происходят изменения и в быту местных жителей. Русская речь, русский семейный уклад стали входить в жизнь аборигенов.
Но русские люди, оказавшись в необычных для них условиях Крайнего Севера, стали переносить в свой быт и элементы жизни местного населения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что они восприняли немало слов из языков местных народностей и, прежде всего, хозяйственно-бытового характера.
Таким образом, служилые, промышленные и торговые люди, прожив десятилетия на Колыме и Анадыре, фактически превращались в своеобразное оседлое местное русское население, где элементы русского быта смешивались с бытом коренного населения.
Дружественные отношения между русскими землепроходцами и коренным населением способствовали освоению богатств Северо-Востока.
Однако русское правительство стремилось закабалить малые народы, навязать им крепостническую систему. По заданию правительственных чиновников отряды служилых людей вводили ясак. О формах ясака рассказывает одна из наказных грамот: «А собирать ему,государю, ясак соболи добрые… и шубы собольи и бобра, и выдры и черные лисицы, и сиводушчатые, рыси и песцы голубые с лапы и хвосты, и кость рыбья зуба…» Ясак был «окладной» - заранее установленных размеров и «неокладной», взимавшийся тем, «что принесут». Распространены были «добровольные поминки», то есть дары царю. Для взимания дани использовались два средства: присяга коренного населения и раздача подарков за выплату ясака. Подарками награждались чаще всего князьки, иногда получали их и простые люди, больше других сдавшие мехов. «Государево жалованье» раздавалось в виде ткани, медных изделий, соли. Это скорее всего напоминало меновой торг.
В правительственных предписаниях указывалось на необходимость мирных взаимоотношений с коренными народами: «…велеть их прежде уговорить ласкою и приветом и к шерсти привести на том, что им быть под государскою царскою рукою и ясак с себя платить». Уже к началу XVIII века в подданство России перешли многие юкагирские, корякские и другие племена.
Сбор ясака вызывал определенные трудности. Во-первых, обширная территория края была заселена малочисленными племенами, большинство из которых вели кочевой образ жизни. Во-вторых, здесь не было никаких государственных органов управления.
Чтобы облегчить сбор налогов, служилые люди прибегали к аманатству: брали заложников в каждом племени, держали их под строгим надзором до выплаты подати.
Некоторые племена оказывали сопротивление сборщикам ясака. Наиболее активно вели себя чукчи. Они нападали на соседние корякские и юкагирские племена, принявшие подданство России, вступали в вооруженные схватки с отрядами казаков.
Стремясь подчинить непокорные народы, правительство снаряжает военные экспедиции.
В 1729 году отряд казаков направился на корабле из Охотска к устью реки Пенжина, но у Тауйска судно потерпело крушение. Казаки в сопровождении якутов, эвенов и коряков двинулись пешком на северо-восток. При встрече с большой группой чукчей отряд был разгромлен, а командир убит.
Принявший командование майор Дмитрий Иванович Павлуцкий совершил поход на непокорные племена. В результате похода были захвачены у чукчей военные трофеи и освобождены 44 пленника.
Однако нельзя сводить деятельность Д.И.Павлуцкого только к подавлению сопротивления местного населения. Занимая пост начальника Анадырского острога, Павлуцкий организовал работу по изучению полуострова и обследованию островов в проливе Беринга. Один из посланных им отрядов прошел на восток вдоль Американского берега, положив начало открытия Америки со стороны Северо-Восточной Сибири.
Делались попытки наладить отношения с чукотскими племенами, однако чукчи продолжали вести войну. По предписанию сената Павлуцкий совершает еще два похода. Оба они окончились безрезультатно. В одной из битв Павлуцкий был убит, а отряд его разгромлен.
Политика силы не оправдала себя. Учитывая это, правительство стало разрабатывать меры урегулирования взаимоотношений с местными жителями.
Таким образом, в середины XVII века в России начинается движение за освоение северо-восточных земель. Это было продиктовано как нуждами развивающегося хозяйства страны, так и стремлением феодального класса России поработить малые народы Севера. Первыми землепроходцами были русские служилые и промышленные люди, а также представители обездоленных народных масс. Это привело к двойственному характеру взаимоотношений русских с коренными жителями края: с одной стороны, землепроходцы участвовали в освоении сурового края, входили в дружественные отношения с населением; с другой стороны, служилые люди вводили налоги и царские повинности, стремясь закабалить малые народности Севера.
НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
