Google ____________________________________________________________________

Аймананаун. Эскимосская сказка.

Вот, друзья, еще одна эскимосская сказка про береговых людей - эскимосов.

Жили береговые малооленные люди муж и жена с двумя малолетними мальчиками. Один мальчик -  старший брат, другой – младший. Только вот отец старшего мальчика часто наказывал. Однажды он пастушил и много бегал вокруг оленьего стада. И от этого бега стал быстрым и сильным. Как-то пришел он домой, и хотел было поспать. Но отец не позволил ему спать и не велел есть. Когда мальчик собрался поесть, отец отнял у него еду. После этого мальчик лег спать. Но отец увидел заснувшего сына и приподнял деревянное изголовье. Мальчик испугался, вскочил, схватил и поломал изголовье – деревянный брус. Тут отец его подумал: «Когда же этот юноша сильным стал?» Отец сказал жене:

- Сделай ему одежду, да самую лучшую!

И мать сделала ему одежду. Отец сказал сыну:

- Вот теперь разыщи красавицу Аймананаун. Тогда вот уткнешься головой ей в грудь и будешь спать. Вон в том направлении пойдешь ты.

И показал, каким путем идти сыну. Рано утром юноша отправился. Перевалил через холм и нашел очень плохую одежду. Надел ее и пошел дальше. Другой холм перевалил и увидел яранги. Рядом с одной ярангой старик долбил что-то. А юноша подходит к нему и нарочно кувыркается. Старик стал смеяться над ним. Когда юноша подошел, старик спросил его:

- Что за человек ты?

Юноша ответил ему:

- Береговой человек я!

- Что такое «береговой»?

- Береговыми называют людей, живущих у моря. Теперь мы живем далеко на морском берегу. Понятно ли тебе?

Старик призадумался: «Диво, береговой, береговой, береговой»! Затем сказал юноше:

- Однако, входи, есть будем.

- Не вместиться мне, если войду!

- Ничего, входи!

- Хорошо, пожалуй, войду!

С трудом вошел в ярангу. Старик жене сказал:

- Свари этому береговому человеку оленины!

 И вот сварила она юноше оленины. Стали они есть. Когда покончили с едой, старик велел юноше войти в полог. Но тот отказался и лег спать в сенях. Рано утром пошел дальше. А старик со старухой смеялись над ним. Когда скрылся от них, побежал бегом. Взобрался снова на холм, перевалил его и , кривляясь, спустился вниз к ярангам. И здесь увидел долбящего что-то старика. Старик не смотрел на него, а голову склонил к земле. Он  подумал, уж не дух ли это явился к нему. Но все же вскинул голову и спросил:

- Что за человек ты?

- Береговой человек я!

- Что такое «береговой»?

- Береговыми называют таких людей, которые живут у моря. А мы живем на морском берегу.

- Ага!

Старик призадумался: «Диво, береговой, береговой, береговой»! Сказал юнолше:

- Однако входи, есть будем!

Юноша отказался, потому что не вместиться, мол, ему. Но старик сказал, что ничего мол, вместится он в ярангу. И, потеснившись в проходе, юноша вошел. В сенях поел. Когда кончил есть, старик позвал его в полог. Юноша сказал:

- Ничего, и здесь хорошо. Здесь спать буду!

И вот заснул в сенях. Рано утром пошел. Кривляясь, поднялся на холм. Старик с женой смотрели и смеялись над ним. Когда скрылся он за холмом, побежал бегом. Перевалил через следующий холм и увидел одинокую ярангу. С кривлянием  и кувырканием стал спускаться с холма. Здешний старик уж очень смеялся над ним. Юноша подошел к нему, и старик спросил:

- Что за человек ты?

- Береговой человек я!

- А что такое «береговой»?

- Береговыми называют людей, живущих на морском берегу.

- А куда ты идешь?

- В дальнюю тундру иду я. Мне сказали, что там я должен взять в жены Аймананаун.

Старик посмеялся над ним и сказал:

- А-я-яй, стыдно же будет тебе! В сравнении с тобой уж слишком хороша она!

- Ничего, вот таким останусь я!

- Что же, входи! Есть будем!

Кода юноша входил, то чуть было не поломал дверь.

Старик сказал ему:

- Ну что этот гость вытворяет!

Юноша стал есть. После еды улегся здесь в сенях. Так проспал всю ночь. Рано утром пошел. Через холм перевалил и бегом побежал. К следующему холму подошел. Перевалил через него  и пешком пошел. Он кривлялся и представлялся совсем слабым. Тут юноша снова увидел долбящего что-то старика. Подошел к нему. Старик спросил:

- Что за человек ты?

- Береговой человек я.

- Что такое «береговой»?

- Береговыми называют людей, живущих на морском берегу.

Старик призадумался: «Диво, береговой, береговой, береговой!»

- Ну что же, входи! Есть будем!

Юноша хотел было войти, но застрял в проходе. С трудом вошел. Стал есть. Когда ел, старик спросил его:

- Куда ты идешь?

- Там далеко в тундре живет Аймананаун. Я хочу взять ее в жены.

- Уж лучше помолчи! Стыдно будет тебе! Но я подскажу тебе. Когда отсюда пойдешь, одинокую ярангу встретишь. От той яранги когда пойдешь, придешь к Аймананаун. Там твой путь кончится. Понял ли ты?

- Да, понял я!

 Поел юноша и лег спать. Утром проснулся и снова пошел. Смеялись над ним жители. Уж очень неповоротлив и неуклюж он. Когда он скрылся за холмом, снова побежал бегом. К следующему холму подошел. На холм пешком пошел. Холм перевалил и нарочно медленно пошел, кривляясь. Старик увидел его. Юноша подошел. Старик спросил:

- Что за человек ты?

- Береговой человек я!

- Что такое» берег»?

- Так береговыми называют речные озерные края. Теперь мы живем на морском берегу.

- Ага!

Старик призадумался: «Диво, берег, берег, берег!» Сказал:

- Однако, входи! Есть будем мы!

Юноша вошел. Есть стал. Кончил. Уснул. Утром рано пошел. Сначала шагом шел. Затем скрылся за холмом и бегом побежал. Снова встретился ему холм больше прежнего. На вершину его поднялся и внизу увидел две яранги. Повыше – большая, пониже – маленькая яранга. В отдалении увидел превеликое оленье стадо. Около стада большая толпа людей. Все эти люди, оказывается, женихи Аймананаун. Там в яранге не спят они вместе с нею. Около яранги увидел долбящего что-то старика. Юноша начал спускаться. О камушки ногами запинался и падал. Но все это он делал нарочно. Вот с холма спустился. Подошел к большой яранге и остановился у порога. Старик потупил голову, не смотрел на него, думая, не духи ли перед ним. Однако одежда у юноши уж слишком велика. Подошел он к старику с другой стороны. Наконец старик повернулся к нему и спросил:

- Что за человек ты?

- Береговой человек я!

- Куда направился ты?

- Про Аймананаун сказали мне. Взять хочу ее в жены.

Вдруг этот старик повернулся к маленькой яранге и крикнул:

- Эй, внутренняя, зять здесь пришел!

Мигом тут выглянула девушка. Такая красивая да пригожая! Сказала девушка:

- Этот мужем моим не будет! Никудышный он!

Девушка отвернулась, сказала:

- Будет помои выливать.

Юноша пошел в ярангу. Вошел. Увидел там толпу людей. Оказывается, все это женихи Аймананаун. Девушка сказала:

- Войди, возьми горшок и выплесни его на помойку.

Юноша вошел и взял этот горшок. Взял, пошел с ним к выходу с трудом, чуть падая. Опрокинул нарочно почти все содержимое горшка на вещи в сенях. Дальше двинулся и на другой стороне облил что-то. Подошел к двери, хотел выйти и пролил все из горшка.

Аймананаун  схватила толстый ремень и стала хлестать им юношу. Но ему не было больно, потому что одежда его была толстой, двойной.

Вечером женихи вошли, поели и уснули. Этот юноша спал в сенях. Утром мужчины собрались состязаться в беге и стали быстро выскакивать из полога. Они наступали на юношу ногами. А когда они проходили мимо него, он подставлял им ноги, и они падали. Мужчины эти побежали. Аймананаун последовала за ними. И юноша тоже вышел. Отправились. Юноша сначала пешком шел. Все мужчины обгоняли его и смеялись над ним. Юноша скрылся за холмом, сбросил с себя старую верхнюю одежду и очень быстро побежал вперед. Он обогнал всех мужчин. Обогнул ту гору и приблизился к бежавшей девушке. Когда он подбежал к ней, девушка сказала ему:

- Эй ты, обожди меня!

Юноша сказал:

- Нет, не стану ждать я тебя!

Юноша моча приблизился к дому. Девушка подбежала, взяла его за руку и ввела в дом. И вот взял он ее. Все женихи отправились по своим домам.

Здесь юноша стал жить. Но однажды отец девушки сказал:

- По обычаю, женщина, выйдя замуж, отделяется.

И вот молодые разобрали ярангу и отправились в селение юноши. Когда они приехали туда, юноша установил свою ярангу позади яранги отца. Тут вышла мать юноши. Вышла она, посмотрела вверх и увидела ярангу, а около яранги – стадо оленей. Женщина испугалась оленей и ушла к себе. Женщина мужу рассказала об увиденном. Мальчик их вышел и пошел туда. Подошел. Вошел. Молодица мужу сказала:

- Мальчик какой-то пришел сюда.

Муж сказал ей:

- Накорми его!

Молодица приподняла полог и позвала мальчика поесть. Мальчик увидел молодицу и тут же упал. Молодица вошла и рассказала об этом мужу. Мальчик пролежал без памяти с утра до самого полудня. И только к полудню очнулся он. Поднялся и вышел из сеней. Когда он пришел домой, отец спросил его:

- Почему так долго не было тебя?

- Потому что девушка раскасавица там! От этого я там потерял сознание.

- А ну-ка и я пойду посмотреть на красавицу.

Отец вышел и пошел. Пришел, вошел в сени. Подошел к пологу и попросил напиться:

- Эй, внутренняя, дай-ка мне попить!

Молодица наполнила ковш и подала из-под полога. Мужчина своей рукой ударил по ковшу. Молодица снова наполнила его. Однако она смутилась, высунулась из полога и подала ему ковш. Мужчина увидел молодицу и обмер от ее красоты. Только с наступлением ночи он очнулся и ушел. Он выспался и утром послал своего младшего сына за старшим, чтобы вместе с ним поохотиться. Юноша согласился. И вот за отцом-охотником последовал он. Добыли они нерпу. Отец нарочно уронил в воду рукавицу и сказал:

- Ой, рукавица моя в воду упала!

Сын ответил ему:

- Пустяки, потом другую возьмешь.

- Ведь мать твоя специально шила ее для меня.

И юноша, обвязав поясницу ремнем, вышел на тонкий лед, чтобы взять рукавицу. И когда он вышел на лед, отец дернул к себе ремень и свалил его в воду. Затем подтянул к кромке льда, подошел к нему, вонзил в него нож, убил. После этого пошел домой. Пришел, вошел к Аймананаун и сказал ей:

- Муж твой погиб. Хотя и не позволял я ему, все же за рукавицей моей пошел он на тонкий лед. Поэтому я буду теперь твоим мужем.

Молодица потушила жирники и запела. Мужчина этот сразу в полог вошел. Когда вошел, молодица очень пристально посмотрела на него. Мужчина верхнюю одежду снял, ближе к ней подошел, сказал:

- Муж твой погиб. Не позволял я ему идти на тонкий лед за рукавицей, которую сшила мне его мать. Он хотел достать рукавицу и утонул. Поэтому я должен стать твоим мужем.

Молодица  пела. Мужчина этот старался обнять ее, ласкался, приближался к ней. Молодица так пела, что мужчина уснул. Так сильно подействовало на него пение молодицы. Она отправилась вниз. Исчезла она внизу и пошла по следам своего мужа. Спустилась на лед. Там увидела она мужа с ножом в шее. Сразу нож из тела вынула, по ране погладила. И тут ожил он. Юноша пешком пошел, а молодица вдруг исчезла под землей. Она из-под пола жилища вышла. Когда вышла, мужчина увидел ее. Хотел обнять ее, но никого перед ним не оказалось. Он здесь немного побыл, и в это время сын его вошел в сени, кашлянул. Отец услышал его кашель и быстро стал одеваться. Второпях он на одну ногу натянул штанину от нерпичьих брюк, на другую – от брюк их камусов. Юноша предложил ему ночлег. Но отец удалился. Аймананаун вместе с мужем ушла на свою родину.

Все. Сказка закончилась, а о чем эта сказка, решать вам. Есть вопросы - задавайте. Есть комментарии - оставляйте.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 комментарий

  1. С огромным удовольствием бываю на Вашем сайте. Очень нравятся сказки. Для человека,выросшего на русских народных сказках они очень необычные и интересные. Ведь в них рассказывается не только сама история, но и много интересных подробностей об обычаях и быте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу