Google

Обычное дело 2. Геннадий Крук. Писатели Чукотки.Сегодня продолжим рассказ Геннадия Крука о летчиках Чукотки. Обычное дело подвиги обычных героев. Если Вы не читали первую часть рассказа, то  можете найти здесь или нажать на картинку слева.  Итак...

Обычное дело 2. Геннадий Крук. Писатели Чукотки.

С трудом определив в мутной круговерти нужный нам подъезд, мы увидели маячившую рядом тень. Это и был наш штурман Сергей. Тягач, открытой дверью проглотив штурмана, взревел мотором и ввинтился в снежное крошево. Полчаса езды в полной непроглядной мути привели нас на окраину поселка, где нам предстояло найти третьего члена экипажа. Видимость была нулевая, и только звериное чутье нашего механика-водителя позволяло двигаться в нужном направлении. Он обладал каким-то неведомым нам чувством пространства, остановив машину буквально в нескольких метрах от дома борттехника. Сергей выскочил из тягача, и через минут десять вернулся с Виктором - экипаж был в сборе. Оставалось самое простое – добраться до аэродрома и взлететь…
Длинные лопасти Ми-8, закрепленные расчалками, нервно дрожали и раскачивались на ветру, высвистывая свою жалостливую песню. Здесь, на стоянке вертолетов, было немного спокойнее, порывы ветра не так злобно бросали в лицо колючую ледяную пыль и по периметру площадки где-то вверху, над несущейся с огромной скоростью пеленой снега, угадывался неяркий свет фонарей. Мы стояли рядом с вертолетом, пряча лица от колючего снега за высокими воротниками армейских шуб.

- Думаешь, взлетим? – прокричал Иван Пальцев, наклонившись к моему уху.

- Не знаю, Вань. Я в такую погоду не летал ни разу. Но раз Файзуллин взялся, значит должны.

Борт-техник Виктор освободил лопасти винта от расчалок, и они, словно крылья фантастической птицы, затрепетали на ветру.

- Заводи, командир! Мужики, на борт! – Виктор жестом показал нам на открытую дверь вертолета.

В салоне было холодно и темно, но мы уже были на месте и это каким-то образом успокаивало, снимая напряженность последнего часа. Казалось, что теперь все будет хорошо, и наш дилетантский взгляд на авиацию не позволял нам оценить всю опасность этого полета и мужества экипажа, в отличие от нас, понимавшего всю сложность, а быть может и невозможность данного предприятия. Тем не менее, из открытой двери кабины доносились отрывистые команды и четкие доклады : « Готов!... Готов!... Готов!...» И вот, с нарастающим свистом турбины покачивания вертолета приобрели какую-то ритмичность, движение все ускорялось, и вертолет, подрагивая всем своим зеленым телом, засвистел, качнулся раз, другой, еще, еще, и наверху раздался характерный хлопающий звук вращающихся лопастей. Рев турбин нарастал и, достигнув самой высокой ноты, вдруг выдернул нас из снежной круговерти. Вертолет резко ушел в сторону, казалось, что нас просто сдуло, как пылинку, но командир знал свое дело и в следующий момент мы в иллюминаторах увидели фонари освещения площадки. Они напоминали большие белые пятна, неизвестно зачем и как здесь оказавшиеся.

Через несколько минут мы повисли на высоте нескольких сотен метров, направляясь в Красную Ярангу. Здесь не было метели и облаков, над нами было чистое небо с огромной луной. Мы как бы застыли в этом мире, целиком и полностью положившись на провидение и опыт нашего экипажа. Нам не раз приходилось летать в эти места, но делать это ночью приходилось впервые. Подобные полеты были строжайше запрещены, но сегодня случай был исключительный и нашему командиру, видимо, с большим трудом удалось решить эту проблему и получить разрешение на полет. Мы летели, и это была наша первая удача. Мы не знали в тот момент, что это была малая толика того, что нам предстояло пережить в самом ближайшем будущем.

Стояла светлая лунная ночь и примерно через час полета мы смогли различить на горизонте горный хребет, за которым была цель нашего предприятия. Вертолет начал набирать высоту, мы забирались все выше и выше, звук двигателей становился все тоньше – мы летели на максимуме возможностей. Так или иначе, мы уже добрались до хребта, за которым была цель нашего полета. Под нами угадывались горы, они блестели в свете луны своими белыми шапками, проваливаясь черными пятнами пропастей и долин. Горная гряда, обращенная к океану, была крутой и внезапно оборвалась, расстелив внизу серо-синее покрывало тумана. Внизу был океан, и где-то здесь берег и маленькая речка образовали ту неприметную косу, на которой прилепились несколько домиков офицерского состава и служебные постройки. Ближайшее жилье находилось в двухстах пятидесяти километрах от этой точки. И нам предстояло найти ее, несмотря на туман, ночь и прочее, прочее, прочее... Это была задача для виртуозов.

Внезапно вой турбин сменил тон, и вместо мощного уверенного рева, он превратился в беспомощное посвистывание. Вертолет довольно резво пошел вниз, и мы с замиранием сердца начали ловить ускользающие из под нас сидения. Глазами полными ужаса, мы смотрели друг на друга и на вращающуюся в обратном отсчете стрелку высотомера, не в силах произнести ни слова. Мучительно заныло внизу живота, и наши желудки оказались где-то в районе горла. Время остановилось. Похоже, мы падали… Надсадно выла турбина, и голос ее был одинок и беспомощен. «Нас здесь даже и не найдут. Локация не видит нас уже давно» - пронеслось в голове, - фигня какая-то. Вот так, вдруг, с ничего – разбиться на вертушке» В дверях кабины застыла напряженная спина Виктора, там что-то происходило, нам совершенно непонятное. Внизу были горы, пелена тумана, сине-черная ночная мгла. «На ротации винта не сесть, - пронеслось в голове, - вся надежда только на командира. Единственный шанс...»

Шли секунды, и вдруг тон двигателей изменился, обе турбины разом взревели и нас с силой вжало в скамейки. Виктор развернулся в дверях кабины и показал нам большой палец:

- Все нормально, мужики, запустились! Скоро уже прилетим! – он старался перекричать рев турбин, - У нас не командир – отец родной!- Виктор протянул мне ларингофон внутренней связи. –Ответь командиру, он хочет чего-то спросить.

- Слушаю, командир! Чего ты хотел узнать?

- Ты помнишь, где у них площадка? Нам бы на антенну станции или на дизель не сесть. Туман, не видно ни черта.

- Там, как ты помнишь, песчаная коса, метров сто шириной, с одной стороны лагуна, с другой – океан. Длина – около километра, посредине – большая станция, она сейчас должна работать, а антенна – крутиться. Слева по борту, метрах в пятидесяти площадка, там должны по углам гореть четыре бочки с соляркой. Слушай, а что было пару минут назад?

- Не бери в голову, потом разберемся! Не судьба, значит! Ты ларингофон не снимай и постарайся внимательнее смотреть по правому борту. Виктор, ты – левый борт, возьми фонарь, открывай дверь наружу и ложись на пол – смотри, чтоб не сесть в воду, тогда уж точно всем хана. Все понятно? Выполнять! Мы над точкой, нутром чую!

Звук турбин стал менее яростным, за бортом не было видно ни зги. Где мы – знал только Файзуллин. Высотомер показывал высоту десять метров, земля была где-то рядом, а насколько она окажется гостеприимной – зависело от мастерства, везения и звериного чутья командира борта. Через открытую дверь врывался рев вертолета и запахи моря. Виктор, распластавшись на полу и высунув голову наружу, фонарем светил под фюзеляж. Мы осторожно снижались, готовые в любой момент уйти вверх, ибо посадка на воду при волне была чревата гибелью всех. Нам нужно было приземлиться именно на землю и именно там, где надо. И только командирская интуиция могла привести нас к успеху.

-Командир, земля! – словно матрос экспедиции Кука, закричал в ларингофоны Виктор. - Зависни, посмотрю точнее!

Вертолет, словно повешенная на крючок погремушка, повис, слегка покачиваясь в мутной пелене. Свириденко с Пальцевым держали за ноги повисшего по пояс в дверном проеме Виктора, и свет от мощного фонаря белым столбом с трудом пробивался через плотный туман:

- Командир, под нами песок!- радостно прокричал Виктор, - можно садиться!  Обычное дело 2. Геннадий Крук

- Садимся!

Мягко качнувшись, вертолет встал на шасси, и Виктор выпрыгнул наружу. Я поспешил за ним. Вокруг стояла непроглядная темень, тихонько посвистывали лопасти винта, да красный и белый маячки на вертолете попеременно вспыхивали, освещая клубы тумана. Никого. Ни костров, ни людей.
Файзуллин, выпрыгнув из вертолета и оглядевшись вокруг, с уверенностью сказал:

- Здесь. Где-то рядом. – И обращаясь к штурману, прокричал, - Серега, гаси движки!

Во внезапно наступившей тишине где-то совсем близко, послышался нарастающий и удаляющийся свист, снова, снова – фьюить, фьюить…
-Командир, это антенна станции вращается! Слышишь? И еще дизели неподалеку работают! Слышишь?! Ну, ты и мастер! Правее метров десять, и сели бы на антенну! Все, мужики, мы на месте! Идем со мной, здесь рядом!

Оставив экипаж возле вертушки, мы быстро пошли в сторону роты. Я отлично знал эти места, где мне доводилось бывать несколько раз. Пройдя около полусотни метров, мы увидели красные колеблющиеся пятна, оказавшихся горящими бочками, рядом с ними были люди, которые ждали нас.

- Как долетели, Иван Николаевич? – ротный командир, здороваясь с нами и радостно пожимая нам руки. – Слышим, вертолет, а понять где - невозможно. Где сели?

- Нормально долетели, вот вылетали тяжко, дома пурга, еле вырвались. Кто проводит начмеда? Давайте быстрее, успеть надо домой, иначе сесть будет негде. – Пальцев оглянулся, - а где Свириденко?

- Свириденко с фельдшером пошли за пацаном, скоро должны вернуться! – Старшина роты стоял рядом со своим командиром, всем своим видом выражая готовность выполнить все, что потребуется.

Мы остановились поговорить с командиром роты. Старый мой приятель, он командовал в этом месте уже несколько лет:

- Помнишь Наташку, жену начальника станции? Вечером варила борщ, а пацан рядом крутился. Она стала снимать кипящую кастрюлю с плиты, а пацаненок крутанулся в ногах, она и выплеснула ему на спину кипяток. А он в колготках, да еще и в валенках, полные и налила. Хорошо у нее с материка остались четыре ампулы с болеутоляющим, иначе пацану уже был бы капут. У него больше половины тела обварено. Заберете обоих, вместе с Наташкой? Поскорее надо бы, в госпиталь, иначе не ровен час, чего с пацаном случится…

- Не волнуйся, все должно быть хорошо. Нам бы только успеть сесть в Анадыре, пурга там начинается. Где Свириденко? - Пальцев оглянулся по сторонам.

- Здесь я, Вань, здесь! Пошли в вертолет, у меня все готово.

Через несколько минут мы снова были на борту. Мальчонка в забытьи лежал на носилках, и Наталья, из последних сил сдерживая рыдания, умоляюще смотря то на меня, то на Ивана, то на Свириденко. Мы были бессильны ей чем-либо помочь, и все снова зависело от Файзуллина - впереди были обратный перелет и посадка в сумасшедших условиях пурги. Вертолет, словно стремясь домой, легко взлетел, и через несколько минут под нами вновь распростерлась темная синь, луна светила радостно и, как нам казалось, гораздо ярче. Настроение было приподнятое, и нам не хотелось думать о сложностях возвращения. Голос Виктора, склонившегося к моему уху, вывел меня из состояния легкой эйфории обратного пути.

- Ответь командиру! – прокричал он, протягивая мне ларингофоны.

- Слушаю, командир!

- Реши со своими, куда будем везти пацана. В нашем госпитале нет вертолетной площадки, а на аэродроме такая метель, что оттуда не выберемся с пацаном. Можно сесть на площадке окружной больницы в Анадыре, там за домами ветер слабее, и освещена площадка хорошо. К тому же, там скорая довезет до больницы, я с ними сейчас свяжусь. Принимайте решение, только быстро, мне надо запрашивать разрешение на посадку. – И он отключился.
Посоветовавшись с Натальей и Свириденко, мы с Пальцевым решили, что садиться надо в Анадыре. Это давало нам возможность отыграть еще час из мучений мальчика, а молва о чудодейственных руках тамошних хирургов давала дополнительный шанс на спасение ребенка.

- Командир, садимся в Анадыре! Сможем? – задал я не слишком тактичный вопрос.

- Если нельзя, но очень хочется, то что? Правильно! Сядем!

Минут через двадцать внизу появились огни Анадыря. Вертолет, пройдя над домами и сделав пару кругов, нашел пробивающийся через снежную муть проблесковый маячок посадочной площадки. Осторожно снижаясь, мы нырнули под снежную муть, оказавшись в тесном кольце домов и фонарей. На краю площадки стояла машина скорой помощи, и, как только шасси коснулось земли, двое мужчин с носилками бросились к вертолёту. Нас ждали. Передав Наталью с сыном в руки врачей, мы вздохнули с облегчением - дело было сделано.

- Ну, что, мужики, попробуем прорваться домой? Не хочет диспетчер нас пускать, говорит сильный боковой, снесет! Ну, что летим? Или как?! - Командир обвел нас веселым взглядом.

- Летим, командир, где наша не пропадала! После такого полёта нам уже ничего не страшно! Давай, заводи таратайку!

Еще через полчаса, переругавшись вдрызг с диспетчером аэродрома, мы мягко ткнулись в то же самое место, откуда несколько часов назад порывом ветра нас снесло в сторону человеческого сострадания и любви. Мы, шестеро офицеров, разведя спирт из запасов начмеда, отмечали удачное мероприятие, не вспоминая о том, что могло с нами произойти, но все-таки с любовью и благодарностью иногда поглядывая на круглую, характерную, с раскосыми глазами, физиономию Файзуллина, спасшего ещё несколько жизней.

- За тебя, командир! За вас, мужики!

- Да ладно вам, ребята! Обычное дело!

... За окном в неистовстве бесилась пурга, и лопасти винтов по-прежнему высвистывали свою унылую песню...

p.s.

Через несколько месяцев, уже летом, я, случайно зайдя в нашу санчасть, увидел там мальчугана, бегающего по коридору.
- Тот самый малыш! Помнишь, Миш, наш полет в Ярангу?! – Свириденко улыбнулся, на миг задумавшись о чем-то. – А ведь этого могло и не быть…

Источник

Не преследую цели получить от Вас рецензии на это произведение, но надеюсь их «услышать». Не проходите мимо комментариев, оставьте свое сообщение, поделитесь, пожалуйста, в друзьями – о таких людях должны знать все.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу