Google ____________________________________________________________________

Карта командира. Геннадий Крук. Писатели Чукотки.Разрешите представить Вам, дорогой читатель продолжение рассказа... Часть первую этой книги Вы можете найти в рубрике "Произведения писателей Чукотки" или нажав на картинку в этой статье (она Вас переправит прямо на страницу рассказа).  А так же ссылку на источник я оставила внизу, под рассказом. Итак...

Карта командира-2. Геннадий Крук.

Перебросившись еще парой ничего не значащих фраз, мы разошлись по своим делам. Через несколько минут подъехал автобус, и военный народ веселой гурьбой ввалился в управление. В кабинете было пусто и холодно, и я, дождавшись своего чертежника – сержанта роты обслуживания, отправился в топослужбу, к своему другу Ивану, с которым договаривались вчера.

- Здорово, Вань!

- Привет, Миш! Как дела? Что ты хотел посмотреть-то? – мы пожали руки, и расселись возле стола, заваленного картами.

- Командир хочет, чтоб я ему сделал карту – полумиллионку. Соответственно, нужен полный комплект листов. Так что, Вань, давай искать!

- Нет у меня комплекта карт такого масштаба, только отдельные листы. Можешь ему передать. А он что, хочет полную карту? Да она ни на одну стену не уместится! И где ты ее будешь рисовать?!

- Слушай, Вань, а что за карты были в запечатанных рулонах? Помнишь, мы их нашли, когда секретку проверяли? Может там есть что?

- Пошли, посмотрим!– Иван вытащил из пенала ключи и открыл дверь в хранилище.– Помогай, до этих рулонов еще надо добраться! Постарайся поаккуратней складывать стопки, иначе потом не разберусь!
Поработав около часа и освободив несколько стеллажей, мы, наконец, добрались до цели наших поисков – перед нами лежали запечатанные неизвестно кем и неизвестно когда рулоны топографических карт.

- Я так и не смог выяснить, откуда они у нас. – Иван вытер тряпкой пыльный рулон, взятый наугад из десятка таких же, похожих друг на друга, как две капли воды. – Они даже не числятся за нами, нет их в реестре. Давай нож, посмотрим!
Срезав полустертую печать, мы вскрыли рулон и я осторожно начал его разворачивать… . У меня в руках была стопка карт, на которых вверху посередине было написано «ПЕВЕК», а строчкой ниже, там где пишется издатель, шрифтом поменее «Дальстрой МВД». И внизу карты «Издание1954 г. Проекция поликоническая». Бросив беглый взгляд на лист, я понял, что нашел то, что искал. Масштаб листа был 1:500000, и мы в течение нескольких минут собрали все листы, необходимые для основной части карты. Поблагодарив Ивана за помощь и пообещав сегодня же вечером выкатить магарыч, я поспешил в чертежку, где работали трое моих подчиненных.

- Михаллексаныч, вы наверняка сегодня не завтракали, присоединяйтесь! Мы тут с Людмилой вам бутерброды приготовили! Люда, налей командиру чайку покрепче! - Татьяна, как обычно, искрила глазами. - Что-то вас с утра не видно?- спросила она так, будто со вчерашнего вечера только и думала о том, что бы с утра со мной встретиться и напоить чаем. У меня же совершенно отсутствовала всякое желание заниматься словесной игрой, и я, глотнув горячего чая, вслух продолжил свои мысли:

- Сейчас надо будет заняться картой. Люда, вы с Татьяной начинайте обрезку и склейку, я займусь легендой. Карта будет большая по размерам, вы такую еще ни разу не делали, поэтому с любой заминкой – сразу ко мне. Вопросы есть? Нет? Тогда за дело!

Развернув несколько листов, я с интересом начал отыскивать знакомые места. Узнаваемо тянулась дорога в сторону Красноармейского, Шелагский, Апапельгино - где бывал всего раз, где - часто и подолгу. Топографическая карта Дальстроя МВД, Чукотка, район Певека, дороги начала пятидесятых - вдоль дороги условные знаки, почти как на современнной карте Генерального штаба. Одинаковые значки, да только подписи под ними другие - "сар.(аи)" на генштабовской, и "бар.(аки)", "ком.(андировки)"- на Дальстроевской. Да еще на Дальстроевской - "лаг.(ерь) 5-й км ". "...7-й", "бараки 9-й, 11-й....... и далее, километров на сто пятьдесят, все не перечислить. И на всех дорогах-зимниках. И на зимнике Иультин -Эгвекинот, что в Заливе Креста - бараки, командировки, лагеря через каждые пару километров.

Эти карты - случайная находка, которой цены нет. И что же тебе сказать-то, командир? Где отыскать следы твоих родителей, сгинувших в одном из всех этих бараков, сараев, командировок и лагерей? Разве отыщешь? Сотни тысяч их здесь, замученных и убиенных, не похороненных - брошенных в тундре и растерзанных песцами да росомахами. И нет даже памяти о них, кроме как чудом сохранившиеся карты, сделанные Молохом-Дальстроем, и ставшие свидетельством ужаса тех годов....

Забрав несколько листов карт, я направился к командиру. Он оказался в кабинете и поначалу недовольно зыркнул в мою сторону, но увидев в моих руках карты, пригласил за гостевой стол.

- Что-то нашел? - Командир с надеждой посмотрел на меня, и я, разложив несколько карт на столе, показал ему на одну из дорог.

- Смотрите, товарищ командир, вот эта дорога - около ста пятидесяти километров. И вдоль всей - лагеря, зоны, бараки, в голове не укладывается, сколько их здесь. Карта тех времен, все точно. И ваши родители могли быть в любой из этих точек. Точнее сказать не могу. Информации нет.
Мы стояли, склонившись над картой, молчали, и думали каждый о своем. Только плечи и спина командира говорили о том напряжении, которое охватило его после моего доклада.

- Угости сигаретой!

- Вы же не курите, товарищ командир!

- Делай, что говорю! Дай сигарету!

Я вытащил из кармана полпачки "Примы" и выщелкнул из нее сигарету: "Пожалуйста!"

Прикурив и закашлявшись от ядреного дыма, командир, не глядя на меня, буркнул: "Садись, поговорим".

- Значит так. Карту не делай, мне она теперь не нужна. Причину придумаешь сам. Сегодня успеешь заказать вертолет в Залив Креста? Заявку делай на завтра, если не будет возможности, то на послезавтра. Туда и обратно. Точку посадки дашь вот эту! - командир уткнулся карандашом в надпись "лаг" на зимнике на Иультин. - Никому ничего не объясняй. У тебя есть в эскадрилье приличный экипаж? Твой сосед из пятой квартиры летчик? Вот с ними и договаривайся. Туда и обратно в тот же день. Понял?

- Так точно, сделаю! Одна просьба, товарищ командир – решите вопрос с начштаба, я один в отделе, все по командировкам. - Я поднялся из-за стола и, спросив разрешения, вышел из кабинета.
Сделать заявку на полет вертушки для обеспечения боевой готовности было делом нескольких минут, и, договорившись с вертолетчиками о встрече, я поехал к ним, чтобы решить все вопросы завтрашнего полета. Экипаж Ми-8, с которым мне приходилось летать в девяти случаях из десяти, был одним из лучших среди всех вертолетчиков, и мог летать в таких условиях, когда даже санитарная авиация не могла вылететь по погоде. Это был экипаж асов, прошедших Афганистан.

... На следующее утро Ми-8, задрожав всем телом и коротко пробежав по полосе, легко набрал высоту и, сделав полукруг над аэродромом, взял курс на Залив Креста. Внизу промелькнули последние дома поселка, и бескрайняя белая тундра с редкими темными полосами сопок потянулась навстречу вертолету. В салоне было тепло и мы, сняв теплые куртки, прильнули к иллюминаторам, пытаясь разглядеть какие-либо признаки жизни в проплывающих внизу снежных холмах. Но, увы, ничего живого.

- Подлетаем! – Прокричал сквозь шум двигателей штурман борта, старлей Женька Митяев, и показал пальцем куда-то вниз. Вертолет стал снижаться и через несколько минут, поднимая клубы снежной пыли, завис в нескольких метрах от земли. Отыскав подходящее место, куда можно было бы сесть, командир уверенно направил машину на небольшой каменистый пятачок.

- Приехали, товарищи офицеры! Попрошу не долго, день короток! – командир борта широко улыбнулся. – Вчерашняя пурга весь снег сдула, а то и не сели бы! Повезло!

Мы спрыгнули на каменистую осыпь и по чуть заметной гриве прошли пару десятков метров:

- По карте должно быть здесь, в радиусе примерно с километр. Зимой точнее не определимся. Сюда бы летом, может что-либо и увидели. – Ветер срывал слова с губ. Мне вспомнилось недавно виденное на Колыме. И отсюда тоже не было возврата, и здесь все остались в вечной мерзлоте, на всех точках карт Дальстроя МВД, помеченных совсем безобидными с виду сокращениями: бар., лаг., ком. Эх, быль-былье!! Не зря Солженицын сетовал на то, что нет в его «Архипелаге» данных по Чукотке! Никто не рассказал... Ибо нет людей, отсюда вернувшихся...

- До лета еще дожить надо, Михаил Александрович. - Командир оглянулся вокруг, но кроме вращающихся винтов вертолета, ничто не задержало его взгляд. Легкая поземка мела ледяную пыль, и колючий ветер постепенно выдувал из нас вертолетное тепло. С каждой минутой становилось все холоднее и холоднее, и командир, словно услышав мои мысли, повернулся ко мне:

- Разве есть разница в том, что километр ближе или дальше, здесь или на Шмидте? Ты можешь себе представить здесь людей? Я – не могу, не получается... Отец, мать, которых я не помню…. Почему они сюда попали? За что? Что они сделали, простые крестьяне? – Он посмотрел на меня слезящимися глазами.- Кому они стали поперек дороги?

Карта командира-2. Геннадий Крук.

...Одинокая скорбная фигура командира, сгибаясь под порывами ветра, стояла на каменистой осыпи гривы, которая возможно помнила шаги его незнакомых родителей...
И только ветер да винты вертолета печально высвистывали свою поминальную песню...

Залив Креста, 1984.

источник.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу