Google ____________________________________________________________________

Праздничный народный танец. Ансамбль «Рыркы». Рассказы из жизни.

Праздничный народный танец. Рыркы. Рассказы из жизни.Дорогие мои, здравствуйте. Недавно перебирала старые бумаги родителей. Нашла вырезки из газеты «Огни Арктики». Статья называется «Становление» и представляет не только праздничный народный  танец в исполнении ансамбля «Рыркы». Если это будет кому интересно то милости прошу. Здесь упоминаются имена известных в советские времена чукотских исполнителей ансамбля: Зоя Рахтына, Тамара Гулькова, Алла Ринны…

Газетная бумага от времени пожелтела, поэтому пишу сама «от руки».)) Итак…

Становление.

Праздничный танец в исполнении ансамбля «Рыркы», - объявил ведущий программы.

И в зрительном зале Рыркайпийского сельского Дома культуры, куда на концерт собрались приехавшие из тундры оленеводы, наступила тишина. Коренные жители нашего края знают, что в каждой семье стойбища этот торжественный ритуал имеет некоторое своеобразие. А здесь, в клубе, находятся представители всех бригад. И, естественно, им хочется, чтобы исполнялся этот танец именно так, как у них. Вот почему, готовя композицию, участники ансамбля немало потрудились, чтобы была она яркой, отвечающей вкусам зрителей.

Вот молодые оленеводы изображают наступление праздника. Подведены итоги года.Результаты радуют, и настроение отличное. Каждое движение выполняется легко, с улыбкой на счастливых лицах.

Это лишь один номер программы. Его восторженно принимали зрители. Однако аплодисменты только подзадорили танцоров. Они продолжают отрабатывать дальше все составные части репертуара, в том числе и описанный выше праздничный танец. Совершенствуется мастерство исполнения и других вокально-хореографических произведений, таких, как «охотник» на слова В.Кэулькута, «Песня о дружбе» А.Кымытваль, «Будни хозяйки», «Журавль» и другие.

Национальный вокально-хореографический ансамбль «Рыркы» существует давно. Его певцы и танцоры впервые выступили на сцене сельского клуба много лет тому назад. С тех пор немало воды утекло в реках Шмидтовской и Пламенской тундры. Неузнаваемой стала жизнь оленеводов. Больше требований к себе стали предъявлять и члены самодеятельного коллектива.

Мы поставили перед собой задачу в танцах и песнях шире показать традиции чукотского народа. И добились в этом неплохих результатов. Зрители, например, восторженно принимают каждый номер программы. Особенно положительные отзывы о таких эстрадных произведениях, как «К’эюук’эй» и «Ярар» на слова В.Тынескина.

Определились и стали любимцами рублики подлинные энтузиасты самодеятельной сцены. Взять, например, медсестру районной больницы Зою Рагтыну, Тамару Гулькову и работницу детского сада Аллу Ринны. У них много дел по службе. Как у всех женщин, немало забот и по хозяйству. Но когда наступает определенный час, они не преминут прийти на репетицию. Примут участие в обсуждении репертуара, выскажут свое мнение о том, как лучше передать мимикой и пластикой танца то или другое содержание. Неоценимую услугу при этом оказывает эрудированный консультант, методист агиткульбригады Катя Мемлырагтына.

Есть, конечно, и свои сложности, но совместными усилиями мы стараемся их ликвидировать. Так, не все участники ансамбля могут своевременно прийти на очередные занятия, и прежде всего потому, что кто-нибудь в этот день да находится далеко в тундре. А другие как будто и в Рыркайпии, но до позднего вечера не свободны от исполнения служебных обязанностей. Например, мастер-наладчик совхоза «Пионер» Борис Ыттыгыргин.

И все же, как бы не был загружен делами этот человек, он старается не опоздать на репетицию.

Теперь можно сказать, что коллектив национального ансамбля «Рыркы» уже сложился. На любую роль можно найти хорошую кандидатуру. Так было, когда начинали готовить театрализованное представление «Ярар» на стихи В.Тынескина.

Нужен был человек, который сумел бы правдиво изобразить шамана. О колдунах давно забыли в турдре, и молодежь даже не имеет представления о том, как проводился сам обряд камлания.

Однако Герман Вытельгин, не задумываясь, согласился подготовить трудную роль. Чтобы ярче воссоздать сложный образ, неоднократно беседовал со стариками, которые хорошо помнят годы, когда в стойбищах властвовали шаманы. Внимательно вчитывался в каждую строчку стихов В.Тынескина. Как и положено, с бубном и другими шаманскими атрибутами, долго готовил танец наедине с собой. Затем призвал на помощь товарища. Причем, только для того, чтобы тот дал критическую оценку исполнению роли. Проанализировали каждое движение. С тех пор немало дней прошло, пока совместными усилиями был нарисован довольно полный портрет старого обманщика. И Герман предстал на экзамен перед участниками ансамбля. Надо сказать, шаман у Г.Вытельгина получился изумительный.

В одном из кукольных представлений так же скрупулезно готовил роль мужа сварливой жены Вадим Эттырачо. И играет ее с вдохновением. Весь преображается, показывая охотника. Зрители одарили его за это бурными аплодисментами.

Праздничный народный танец. Рыркы. Рассказы из жизни.Любой эстрадный коллектив немыслим без театрально реквизита. Не все, к сожалению, можно приобрести в магазинах. Зато все могут изготовить умелые руки тундровиков. Особенно хорошо зарекомендовал себя в этом деле Володя Выквытагин. Помогают ансамблю в создании необходимых для сцены вещей Алла Гнилорыбова, Сергей Таграто, Лариса Вэльвынэ, Зина Йынэнны.

Большие планы у нас на будущее. К 60-летию Великого Октября мы дали слово трижды обновить свою программу. В ближайшее время подготовим танцы «Игра в мяч» и «Шаман». Значительно расширим песенный репертуар на чукотском языке. Причем, наряду с произведениями известных мастеров слова и музыки широко используем фольклорное богатство нашего народа, а ток же песни и стихи самодеятельных авторов, посвященные Коммунистической партии, Родине, дружбе народов и труду северян – строителей коммунизма.

narodny-tanec-ryrky     К.Зорина,
удожественный руководитель
национального ансамбля «Рыркы»
Рыркайпийского сельского
Дома культуры.

Вот такая статейка). Думаю, тем, кто жил на Чукотке в те времена и знает людей, упомянутых в статье, будет очень интересно прочитать и вспомнить…народный танец, песню, сценки, родную Чукотку.

Комментарии приветствуются! Мало того, обязательны. Жду откликов, воспоминаний, критики.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА - СПАСИБО)
_________________________________________________________________________________________ авторизуйтесь, нажав на любую из кнопочек соц. сети, оставьте комментарий и его увидят ваши друзья
Социальные комментарии Cackle ____________________________________________________________________________________________ Пост! Instagram __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 комментарий

  1. Елена:

    Амын, Еттык! Рэкульымнэ, тургин нытэнкин чэнылькэй-кэликэл! Таннычыгыргын.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

вверх к началувверх к началу